Найти тему
Скотининъ

«На ножах» из жизни, или как один анекдот мне помог спасти ресторан.

С наступившим новым годом, камрады! Надеюсь, все живы? Оливье, там, шуба не одолели вас? Вот и отлично!

Ну, а я про больную тему сегодня напишу. Про рестораны и кафе. Точнее о том, как сохранить свое заведение. Я-то люблю посидеть за стаканчиком вина в хорошем месте с любимой женщиной… А сейчас и смысла нет — только расположился, а уже на циферблате 23 часа и пора досвидуленьки — короновирус!

Ну, погнали!

Изображение из открытых источников всемирной паутины.
Изображение из открытых источников всемирной паутины.

Интересный факт попался мне на глаза: 70-80% заведений после участия в шоу «На ножах» закрываются. Я не буду критиковать шоу Константина Ивлева, так как те, кто в теме никогда не позовут этого модного шефа на свою территорию. Самое смешное, что и без Ивлева 9 из 10 ресторанов или кафе закроются в течении 3-х лет после открытия. Если, конечно, не произойдет чудо. Константин Ивлев профессионал и делает своё дело хорошо. Как шеф-повар и шоумен. Но он не менеджер. В моей истории про то, как качество еды и широта ассортимента едва не погубили бизнес.

Начну с анекдота.

Один молодой еврей пришел к раввину с проблемой:

Ребе, у меня таки есть два гуся: один серый, другой белый. Какого из них зарезать на Хануку? Раввин, недолго думая, отвечает:

Зарежь белого и не делай людям вопрос!

Да, Ребе,но серый гусь будет скучать! — отвечает молодой человек.

Хм, это проблема! Тогда зарежь серого и будет тебе счастье! - озадаченно ответил раввин.

Да, но тогда белый будет скучать… - мямлит хозяин гусей. Раввин задумался и говорит: — Слушай, вот через дорогу православный храм, там священник, мой хороший друг. Иди к нему, он старше меня, он тебя научит! - сказал и отвернулся.

Молодой еврей перешел дорогу, зашел во двор церкви, подловил на выходе священника и спрашивает:

Батюшка, ребе отправил к вам за советом: у меня два гуся один серый, другой белый какого зарезать?

Священник отвечает не задумываясь:

Зарежь белого!

Да, но серый будет скучать… —завел было свою шарманку любитель гусятины.

Да и хрен с ним!— резко оборвал его батюшка.

Изображение из открытых источников всемирной паутины.
Изображение из открытых источников всемирной паутины.

К чему это я? А это байка том, как порой напрасно тратится нервная и интеллектуальная энергия на ровном месте. На простом, казалось бы, выборе: какого гуся зарезать, белого или серого? Если стал вопрос о том, что одного из них надо зарезать, то, по большому счёту,это всё равно. Сколько трудностей мы создаем себе и окружающим, придавая значение выбору из равнозначных величин! Сколько проблем не возникло бы, если бы количество альтернатив и сущностей не плодилось бы напрасно, там, где это не никому не нужно!

Как-то, несколько лет назад, один мой друг попросил меня помочь «хорошим людям» в решении одной проблемы. Представьте ситуацию: крупнейший в городе торгово-развлекательный центр, в котором есть кинотеатр, есть Ашан, есть, как положено, фуд-корт. Так вот, у его знакомых на этом самом фудкорте было занято целых три смежных блока: пекарня, гриль-бари пиццерия. Вся эта красота объединена общим производственным помещением —кухней, различными кладовыми, цехами, раздевалками и кабинетом директора. Работай — не хочу! И вот пришла беда, откуда не ждали — в соседней секции открылся McDonald's… Как мой новый знакомый ни старался, чего быне предпринимал — трафик упал в три раза. Все идут в McDonald's!

За чашечкой кофе я слушал горячий и эмоциональный рассказ хозяина, потерпевшего от экспансии глобального игрока на рынке фастфуда. Делать мне особо было нечего, предыдущий проект был закончен, деньги получены, поэтому сижу ровно и слушаю о том, как был куплен настоящий гриль на углях, что продукты самые свежие и качественные. Что никогда не оставляют на второй день, то, что приготовлено и не продано — всё выбрасывают вечером! А это почти 80% того, что приготовили.. А они (посетители)всё равно идут в McDonald's! Вижу, что болит душа у человека. Вижу, что он увлечен своим делом, но понимаю — не в McDonald's тут дело. И не смогу ему помочь, потому, что не готов он принять эту помощь. Знаю, что зря потрачу время, так как человек уже освоился со своим положением «потерпевшего». Уже нарядился в рясу страдальца и хорошо ему там. Но…

Тут вышла она. Жена хозяина С.. Красивая, стройная молодая женщина лет 30. Вот у неё глаза метали молнии! Как она грозно посмотрела на нас! Но через секунду приветливо улыбнулась, спросила про кофе и воду, заменила чашки на новые с действительно вкуснейшим кофе и присела рядом с мужем. Выяснилось, что она директор этих ресторанов. И я решил, что попытаюсь помочь. Ибо русские офицеры...ну да ладно.

Изображение из открытых источников всемирной паутины.
Изображение из открытых источников всемирной паутины.

Решили, что я пару дней понаблюдаю, похожу по территории. Сотрудникам было дано указание предоставлять мне любую информацию, какую я захочу, был открыт безлимитный кредит на еду и выпивку напитки. Ну а я, запасшись терпением, сигаретами и вниманием, на следующий день прибыл к открытию в новый для меня мир кухни и праздника. Я пришел вместе с поварами и кухонными рабочими рано, когда в ТЦ нет ни одного посетителя — двери для всех откроются только через 4 часа. Кстати, если собираетесь открыть ресторанчик, очень рекомендую изучить тему изнутри. Почитать про это одно, а вот ножками пройти… День я потратил на то, чтобы понять производственный процесс ресторана. Точнее, его особенности в данном конкретном заведении. Еще день — на выявление «топов» блюд, которые пользуются максимальным спросом и могут принести максимальную выручку. Причем, эти «топы» сотрудникам были вполне известны. Просто подтвердили «математическим» путем. Я не буду рассказывать про АВС анализ, про взвешивание технологической тары и т. д. Это мне было нужно для разговора с хозяевами.

С. Всячески помогала мне, пыталась понять мою логику, но безуспешно — я ж из другой среды, я не вовлечен как она в процесс. Поэтому я частенько ловил на себе её скептический взгляд. Очень важным было услышать историю того, как они пришли в ресторанный бизнес. Открыть бизнес — это как жениться. Обрекаешь себя на длительное совместное существование. Но продолжим.

Самое главное и важное я оставил на третий день. Взяв ноутбук и удобно расположившись в мягких креслах находящейся тут же кофейни Cinnabon, я принялся за подсчет и анализ трафика. То, что я увидел, подтвердило мои худшие подозрения. Не будет тут детективной истории о вороватых продавцах. Всё проще. Поделюсь кратко наблюдением.

Это Синнабон тот самый. Из открытых источников фото.
Это Синнабон тот самый. Из открытых источников фото.

Коронавирус ещё не посетил пределы нашей родины, поэтому народу в торговом центре было более чем достаточно. К 11 утра к моему ресторану подходили продавцы открывшихся к этому времени магазинов и бутиков на первом этаже, берут булочки, кофе, чай, блинчики и мирно закусывают. Подтянулись прогульщики с техникумов, институтов и школ, работники близлежащих предприятий, которым идти в вечернюю смену. Шатающиеся без дела молодёжь опять же. Все промелькнули тут. Несколько раз со мной пытались познакомиться экстравагантно одетые дамы, один раз какой-то фрик просил телефон позвонить, но главное — я увидел. Увидел то, что должен был увидеть.

  1. Посетители подходили к стойке ресторанов, тупили в обширное меню, задавали какие-то вопросы (чаще нет) и шли дальше. К McDonald's. Там быстро делали заказ и столь же быстро поглощали купленное и уходили по своим делам.
  2. Тем не менее, ближе к 13:00 даже у моих клиентов образовалась очередь. Зафиксировал время обслуживания 1 клиента — около 7 минут на приём заказа!!! Плюс ожидание заказа за столиком рядом. 7 Минут! За это время в McDonald's успевали обслужить троих. Представьте, вы пришли в кино, есть 15-20 минут перед сеансом, что б перекусить по-быстрому, но не тут-то было! Вы зависаете на выборе, а потом на обслуживании.
  3. При обслуживании 1 клиента, кассир постоянно отвлекалась, объясняя неопределившимся в выборе посетителям состав блюд и что есть что. Что опять тормозило процесс получения желаемого. При мне два человека уже оформлявшие заказ, ушли после того, как кассир в очередной раз отвлеклась от обслуживания на очередной дурацкий вопрос…

Что тут скажешь...

Почему люди идут Макдональдс? Потому, что при крайне ограниченном перечне блюд - четыре-пять видов бургеров, два вида сладких пирожков, два вида картошки фри, три вида соуса, четыре вида напитков, мороженое… -клиент на 90% знает, какой из гамбургеров он закажет, потому что он его пробовал вчера, позавчера, в прошлом году, в этом году два раза и сейчас купит грёбаный Биг-тейсти. Причём, Макдональдс в Самаре, Казани, в Москве, Тольятти, Белграде предлагает абсолютно одинаковый набор блюд, ну, плюс-минус одно-два региональных предложения...

Что происходит с голодным человеком, который подходит к расположенным на одной линии трём ресторанам моего клиента? Два гуся, белый и серый,какого зарезать? И пошёл клиент рассматривать витрину пекарни, затем витрину гриль-бара, дошёл до пиццерии, что-то вспомнил и вернулся к пекарне, потом снова к пиццерии и, в итоге, быстрым шагом в McDonald's. Избыточный выбор. Избыточное качество. Непонятный результат.

У МакДака те же 6 метров витрина. У моих -18 метров! (3 х 6 метров). У МакДака на шести метрах 3 кассы (3 точки обслуживания), плюс 1 терминал самообслуживания, у моих клиентов всего три по одной на каждое заведение.

У МакДака меню в 15 строчек, у моих клиентов в каждой точке 20-30 наименований. В составе блюд и наименованиях путается даже администратор, а уж кассиры…

МакДак обслуживает 1 клиента каждые 1,5 минуты (это их стандарт), мои же — только одного на три точки в 4 минуты.

Изложил свои мысли нашим рестораторам. Спрашиваю — ты знаешь решение? Три раза спросил. С. Смотрит на мужа. Она поняла. А он упрямо молчит. Я предложил вполне разумные и логичные вещи:

  • Сократить количество блюд до 10 в каждом заведении.
  • Сосредоточиться на скорости обслуживания, для чего по всей стене за стойкой Гриля повесить 4 больших монитора с описанием и изображением главных блюд, каждые 15 минут по очереди запускать ролик о процессе их приготовления.
  • Убрать в Гриле нахрен витрину с салатами и начинками для бургеров, вместо неё установить шалтер с 3-мя кассовыми узлами для ускорения обслуживания клиентов.
  • В Пекарне, где топами являются блинчики с различными начинками, - убрать нахрен блинчики! Сосредоточиться на выпечке и продаже замороженных полуфабрикатов! И кофе!
  • В Пиццерии убрать все, кроме пиццы. Никакой картошки фри, мать ее, — рядом в Гриле есть и ладно.
  • Избыточные мощности кухни использовать для производства и продажи полуфабрикатов (что из этого получилось, расскажу как нибудь).
  • И последнее. Открыть возможность кассирам всех трёх заведений продавать товар друг-друга. Это скорость и , опять же, лояльность.
Изображение из открытых источников всемирной паутины.
Изображение из открытых источников всемирной паутины.

И вот тут, дорогие друзья, началось - «...да, но серый будет скучать!». Бизнес на кону у него, а он жалеет вычеркнуть из меню сложные позиции, за которыми «каждую пятницу приходит семья моего знакомого что бы их съесть». Понимаю, выстрадал человек это меню, заводил технико-технологические карты, отбирал продукты, гордился! А тут…

Объясняю ему, что меню не в формате фудкорта, что это меню нормального ресторана с отдельным помещением и залом… Здесь нужен фаст-фуд. Фаст — значит быстрый. Во всех отношениях быстрый!

С. ! Почему женщины всегда более благоразумны? Она не дала деловому разговору двух мужчин скатиться до спора. Спокойно предложив нам свежесваренный кофе с холодной водой, она сказала мужу: «нам нужен нормальный ресторан с этим меню, давай откроем его!». И ведь открыли!!!

Итог. За три месяца поочередно, была проведена реконструкция в трех торговых точках. Продукция ресторанов в количестве 70 наименований была сертифицирована по ГОСТ, догадываетесь зачем? Скорость обслуживания клиентов выросла до 2 минут на чек! Это ресторан-гриль, не забывайте! Ну и выручка увеличилась в 5 раз. Даже в сравнении с теми временами, когда там не было McDonald's! Вот вам и два гуся.

А я с этими ребятами потом отработал еще два проекта в сфере ХоРеКа, но это другая история.

Если вам понравилась история, напишите в комментариях. Ну и если есть вопросы — тут отвечу тоже. С Новым годом!

Мой канал в Телеграмм.

Еда
6,93 млн интересуются