Шесть стартапов, которые обещают революцию в еде.
Спрос на здоровую еду и продукты питания, при производстве которых ущерб экологии минимизирован, растет. Мировой рынок мяса оценивается в $1,7 трлн, а альтернативного протеина, по данным McKinsey, – в $2,2 млрд. По расчетам Financial Times, через 15 лет рынок мяса, выращенного на протеине растительного происхождения, может достичь $100 млрд. Стартапы ищут замену мясу птицы и рыбы, изучают новые способы производства, переработки и дистрибуции продовольствия.
Beyond Meat, США, мясо из растительного сырья
Замена традиционным мясным продуктам – одно из основных направлений агротехнологического прорыва. Основанная в 2009 году Beyond Meat – пионер в области использования протеина растительного происхождения для производства заменителя мяса, по вкусу, запаху и текстуре похожего на говядину (такое мясо даже может быть «с кровью» – для этого Beyond Meat использует свекольный сок). Производство веганских котлет для бургеров, фарша и сосисок идет на молекулярном уровне: берущиеся из растительного сырья клетки имитируют белок животного происхождения.
Beyond Meat сотрудничает с сетью кофеен Dunkin' Donuts, британским ритейлером Tesco, а в августе ее крылышки и наггетсы из «мяса курицы» на растительной основе разошлись в ресторане KFC в Атланте за пять часов, очереди растянулись на несколько кварталов.
Impossible Foods, США, мясо из растительного сырья
Основана в 2011 году профессором биохимии и генетики Стэнфордского университета Патриком Брауном. Как и у Beyond Meat, мясо Impossible Foods шипит на сковороде, меняет цвет при жарке, пахнет и кровоточит, как натуральная котлета из мраморной говядины. Принцип производства здесь другой, но мясо тоже изучается на молекулярном уровне, чтобы подобрать нужные протеины и биологические элементы из зелени, семян, зерен. Также в лаборатории делаются гемы – комплексные соединения, входящие в состав гемоглобинов (они, в частности, используются для «крови»). В мае Impossible Foods привлекла в последнем раунде инвестиций $300 млн, что оценивает ее в $2 млрд. Компания сотрудничает со многими ресторанами, Burger King вдвое, до более чем 7000, увеличивает число своих ресторанов в США, где продается бургер Impossible Whopper, и намерен до конца года включить его в меню в других странах. Цель Брауна – исключить животных из пищевой цепочки к 2035 году.
Читайте также: В ближайшие десять лет лишними на работе станут 400 млн человек
Shiok Meats, Сингапур, мясо из стволовых клеток морепродуктов
Shiok выращивает мясо в лаборатории из стволовых клеток, которые специалисты берут у морских обитателей, таких как креветки и крабы. «Мы берем стволовые клетки из маленькой части, а не у всего животного. Мясо, выращенное из стволовых клеток, – это будущее продовольственной отрасли, устойчивое решение проблем со здоровьем человека, благополучием животных и окружающей средой», – говорит Ка Йи Лин, соосновательница Shiok Meats. Такой подход позволит делать еду на месте, говорит другая соосновательница стартапа – Сандья Срирам, что особенно важно для Сингапура, который к 2030 году планирует самостоятельно обеспечивать лишь 30% потребности в продовольствии.
Good Catch, США, рыба из растительного сырья
Деньги инвесторов компаниям, производящим мясо из растительного сырья, в последние годы текли рекой, «но с рыбой – абсолютная пустота», говорит Крис Керр. В 2016 году он создал Good Catch и привлек известных поваров-веганов Дерека и Чада Сарно. Стартап делает мясо тунца из шести видов бобовых, включая горох и соевые бобы. В 2016 году оно появилось в супермаркетах США, теперь Good Catch договаривается о сбыте с британской Tesco. Партнеры поняли, что смогли найти нужный запах и вкус заменителя, когда Чад Сарно принес продукт домой, открыл пакет и прибежал его кот Мило. Сарно послал видео Керру с подписью: «Мы это сделали».
BlueNalu, США, рыба из стволовых клеток
Рынок заменителей рыбы очень молод: по данным Good Food Institute, его годовые продажи в США составляют лишь $10 млн, а мяса – $800 млн. Но мировой рынок морепродуктов оценивается в $500 млрд, поэтому производителям их заменителей есть куда стремиться. BlueNalu была создана в 2018 году и привлекла $4,5 млн. Она выращивает рыбье мясо из стволовых клеток в биореакторе. По словам гендиректор Лоу Куперхауса, стартап планирует в ближайшие два-три года начать пробную реализацию заменителя дорадо. Производство заменителя рыбы своим приоритетом недавно сделала и Impossible Foods.
Upprinting Food, Нидерланды, 3D-печать продуктов питания
Компанию в конце 2018 года создали в Эйндховене две студентки. К пищевым отходам добавляются приправы – и получается паста, которой заправляется 3D-принтер. Он печатает блюда, которые затем запекаются. Upprinting пытается дать еде вторую жизнь и сократить отходы, ведь каждый год в мире выбрасывается 1,3 млрд тонн продуктов питания. Пока процесс 3D-печати слишком медленный для массового производства, но уже подходит для ресторанов и пекарен. В ресторане The Lounge в Эйндховене печатают и закуски, и десерты, хотя пока это скорее добавка к основным блюдам, сюрприз для посетителей. По оценкам экспертов, к 2023 году рынок еды, сделанной на 3D-принтерах, достигнет $0,5 млрд, сообщает FT.
Спецпроект Ведомостей: Как изменится жизнь человека через 20 лет
Ренессанс профессии школьного учителя и бум онлайн-образования