Бывает, что слишком активное общение с друзьями и коллегами при выезде на рыбалку впоследствии вносит сумбур, суету и суматоху. Но не стоит отказываться от радостей жизни, нужно лишь умеючи побеждать синдромы Зеленого Змия. О традициях употребления бодрящих напитков на берегу у костерка поговорим отдельно. А сейчас напомним, что трезвая предусмотрительность и тщательное планирование не только застолья, но и его последствий, не грозят ничем, кроме пользы.
Алексей Константинович Саврасов известен как основоположник русского пейзажа. Его хрестоматийная картина «Грачи прилетели» стала воистину всенародной, а Левитан называл его своим учителем. Профессор живописи Саврасов под занавес жизни пил запоем, а на выпивку зарабатывал моментальным письмом этюдов и «повторов»: в особенности, часто и на скорую руку дублировал своих сверхпопулярных «Грачей».
Друзья и знакомые всячески старались помочь талантливому художнику: одевали, давали приют, кормили и выводили из депрессии. Вот как описывает процесс очередной «реанимации» Саврасова знаменитый репортер и московский бытописец Владимир Гиляровский в очерке «Грачи прилетели»:
«С трудом, дрожащей рукой он поднял стаканчик и как-то медленно втянул в себя его содержимое. А я ему приготовил на ломтике хлеба кусок тертой с сыром селедки в уксусе и с зеленым луком. И прямо в рот сунул:
- Закусывай – трезвиловка!
Он съел и повеселел:
- Вот так закуска!
После второго стаканчика старик помолодел, оживился и даже два биточка съел – аппетит появился после «трезвиловки».
Таково действие острой закуски, пробуждающей аппетит и тонизирующей. Иногда этот состав отчего-то называется «форшмак», хотя знатоки считают рецепт национальным изобретением поляков.
К сожалению, на рыбалке употреблять «трезвиловку» не рекомендуется: согласно проверенной примете, завоз любой рыбы, рыбных блюд или консервов на водоем – жесточайшее табу. Эксперты рыболовных традиций уверяют, что даже банальный салат из морской капусты – верная гарантия бесклевья.
Но если рыба клюет, азарт и переживания взбудоражили вашу душу, то ничто так не восстановит нравственную энергию, как добротное блюдо из хариуса. Кстати, небольшая, но существенная деталь: как продукт, эта рыбка крайне нежная, и вкусовые качества теряет очень быстро. Транспортировать улов домой в свежем виде вообще не имеет смысла – подобная попытка, кроме грядущего огорчения, ничего не сулит.
Потому, если выловленную рыбу невозможно сохранить живой (а для этого требуется мягкий садок и почти ключевая вода), то, обычно первую часть улова экстренно чистят и слегка подсаливают. Малосольный хариус готов к употреблению уже через пару часов после засола и становится прекрасной закуской.
Но истинной кульминацией процесса нужно считать уху. Предлагается не раз испытанный рецепт. В достойную емкость (котелок, кастрюля, ведро) очень плотно и доверху укладываются заботливо вычищенные хариусы. В оставшийся свободным посудный объем заливается вода. Добавляется лук (рекомендуется в виде целой луковицы), прочая зелень и специи.
Хотя сегодня очень популярны различные походные газовые устройства, но для приготовления истинной ухи все же нужен натуральный костер. Лишь «живое» пламя придаст процессу истинную душевность и благость. Начиненная емкость устанавливается на огонь. После того, как жидкость вскипает, блюдо готово.
По консистенции оно напоминает горячее рыбное заливное, исключительно сытно и безудержно вкусно. Рекомендуется употреблять, конечно же, с водочкой – в придачу к свежему воздуху этот классический напиток существенно повышает аппетит и благотворно влияет на усвояемость. Отсутствие абстинентных переживаний гарантировано.
Из эссе "Круги на поверхности"