О любви к животным и..... мясу
Множество людей любят есть мясо, в то же время мало, кому нравится наносить вред разумным созданиям. Австралийские и английские ученые провели ряд психологических исследований, чтобы понять, каким образом люди справляются с этим диссонансом. Первое исследование показало, что людям свойственно занижать умственные способности животных, пригодных в пищу. Второе исследование показало, что любители мяса склонны вообще отрицать наличие разума у животных, когда обсуждается связь между мясом и страданиями животных. И, наконец, третье исследование показало, что ожидания непосредственного потребления мяса увеличивает опровержение наличия ума у животных. Это опровержение уменьшает отрицательный эффект, связанный с возникающим разногласием. Все три этих исследования показывают способ, которым люди справляются с возникающим диссонансом. Здесь было бы уместно упомянуть и механизмы психологической защиты, описанные доктором Фрейдом. В частности, вытеснение. Однако, не кажется ли вам всё это немного инфантильным? Барашки красивые, добрые и умные, пока не попадают к вам на стол? Взрослый разумный индивид должен уметь справляться с подобным диссонансом более адекватным способом. Не хотелось бы затрагивать тему употребления мяса животных в целом, однако человек может оправдать убийство животных ради еды, хотя бы физиологической потребностью в мясе. Но нет, людям проще не думать о том, что они причиняют боль животным вовсе. Не вдаваясь глубоко в уже сторонние от темы размышления, допустим, что подобный способ видится наиболее простым для психики. Все это можно допустить, когда мы говорим о пище… НО! Когда эти же принципы борьбы с внутренним разногласием рождаются при использовании того же меха или кожи убитых животных в декоративных целях… Это выглядит по меньшей мере двулично. Большинство модниц, наверное, умиляется при виде фотографий «маленьких енотиков», «милых тюленей» и так далее. Что не мешает некоторым испытывать схожее чувство радости, напяливая на голову шапку из меха енота. Мне не удалось обнаружить результатов психологических исследований в данной области. А ведь было бы очень интересно экспериментально выявить, с помощью каких именно психологических механизмов люди умудряются так аккуратно разграничивать милого животного и милую шапочку из этого животного. Конечно, уже теоретический анализ может дать ответ на этот вопрос, но до проведения непосредственного исследования его нельзя считать исчерпывающим. Не хотелось бы вызывать в умах читателей лишние терзания, однако в следующий раз при покупке изделий из натурального меха, постарайтесь не быть склонными к вытеснению, это в любом случае может вернуться в вашу жизнь в искаженном виде. Подойдите к вопросу серьезно и ответственно. Задайте себе вопрос – готов ли я оплачивать убийство животных? Кто-то подумает – их все равно уже убили, и будут убивать. На что мне остается привести лишь одну фразу, которую слышали, наверное, даже те, кто не имеет никакого отношения к экономике – «Спрос рождает предложение». Авторы исследований Brock Bastian The University of Queensland, Queensland, Australia Steve Loughnan University of Kent, Kent, UK Nick Haslam University of Melbourne, Melbourne, Australia Helena R. M. Radke The University of Queensland, Queensland, Australia