Найти в Дзене
Облако мыслей

Феномен горькой конфеты: эксперимент с детьми

Конфета для ребенка - это не просто лакомство, это движущая сила. Сладости в руках взрослого - это валюта, которую можно получить за хорошие поступки и лишиться за плохие. Такую валюту использовал в своем психологическом эксперименте А. Н. Леонтьев, участие в котором принимали дошкольники, дети от 3 до 7 лет.

Психолог Алексей Николаевич Леонтьев
Психолог Алексей Николаевич Леонтьев

Содержание эксперимента следующее: ребенка приглашают в комнату, оснащенную зеркалом Гезелла и ставят перед ним невыполнимую задачу. Ребенок должен достать удалённую игрушку, не вставая со стула и без каких-либо вспомогательных предметов. За выполнение поставленной перед ним задачи ему обещали вознаграждение в виде конфеты. Затем экспериментатор покидал комнату, оставляя испытуемого одного, но продолжал наблюдать за ним из соседней комнаты. Какое-то время ребенок честным путем пытался выполнить поставленную перед ним задачу, но был обречён на неудачу. В конце концов он нарушал правила: вставал со стула и забирал игрушку. После этого экспериментатор возвращался в комнату, радовался успеху и хвалил ребенка за то, что тот сумел выполнить условие и награждал его обещенной конфетой. В большинстве случаев дети реагировали отказом и плакали. Такое явление получило название "феномен горькой конфеты".

-2

Причина такого поведения - формирование личности ребенка, так называемое "первое рождение личности" по Леонтьеву, которое можно наблюдать у детей в возрасте окола 3 -х лет. В этот период социальные нормы становятся сильнее непосредственного влечения ребенка.

В данном эксперименте дошкольник поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Первый мотив (непосредственное побуждение) - взять игрушку, а второй, социальный мотив - выполнить условие взрослого. В отсутствие экспериментатора верх взяло непосредственное побуждение, но позже актуализируется социальное побуждение, значение которого усиливается с приходом взрослого и незаслуженной похвалой. Происходит эффект горькой конфеты.

Отказ от вознаграждения и слезы ребенка свидетельствуют о том, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов находится в стадии формирования. Происходит так называемое "первое рождение личности". Если же ребенок не моргнув глазом принимает от взрослого конфету, стоит сделать акцент на воспитании таких качеств как честность, открытость, уважение к окружающим.

Еда
6,93 млн интересуются