Найти тему

Лада Тарзан 4x4: мелкосерийный внедорожник АвтоВАЗа

В девяностых годах на ВАЗе встал вопрос обновления модельного ряда "Нивы", которая к тому времени была на конвейере уже более 10 лет. И помимо вышедшего в 1998 году ВАЗ-2123 (сейчас это Chevrolet Niva) на Волжском автозаводе были и другие проекты по обновлению классической "Нивы".

Так, в 1997 году ВАЗ, совместно с фирмой "Лада-Консул" и дизайнерской фирмой "DECON", представил внедорожник ВАЗ-210934 "Тарзан". Он представлял из себя кузов популярной на то время "девятки" (существовали варианты и с кузовом 2108), установленный на оригинальную раму и оснащенный агрегатами от "Нивы". Внешне "Тарзана" от обычной девятки, кроме большого дорожного просвета, отличал оригинальный обвес, состоящий из бамперов, накладок на боковины и спойлера.

ВАЗ-210934 "Тарзан"
ВАЗ-210934 "Тарзан"
"Тарзан" в кузове ВАЗ-2108
"Тарзан" в кузове ВАЗ-2108
-3

Двигатель вместе с КПП и раздаточной коробкой был позаимствован у той же "Нивы", но существовали ещё и версии "Тарзана" с импортным дизелем Peugeot объемом 1,9 л. Подвеска и рулевое управление также "нивовские". Интересно также, что задний мост из-за особенностей рамы пришлось ставить передний от "Нивы", но повернутый на 180 градусов.

Подкапотное пространство "Тарзана" с двигателем от ВАЗ-21213
Подкапотное пространство "Тарзана" с двигателем от ВАЗ-21213

Для "Тарзана" изготавливалась специальная рама, кузов к которой крепился через подушки, что позволяло без особых проблем его снимать. Также автомобиль с завода комплектовался легкосплавными дисками большого диаметра.

Оригинальная рама "Тарзана". Источник:  https:/www.drive2.ru/l/507660187658617074/
Оригинальная рама "Тарзана". Источник: https:/www.drive2.ru/l/507660187658617074/

Интерьер внедорожника остался полностью "девяточным", родство с "Нивой" проглядывается только в наличии рычагов раздатки и понижающей передачи рядом с ручкой КПП.

Салон "Тарзана", практически не отличим от обычной "Самары". Источник: http://www.autoade.ru/wp-content/uploads/2015/03/tar9%D0%92%D0%90%D0%97-210934.jpg
Салон "Тарзана", практически не отличим от обычной "Самары". Источник: http://www.autoade.ru/wp-content/uploads/2015/03/tar9%D0%92%D0%90%D0%97-210934.jpg

Помимо продажи частникам, "Тарзаны" также поставлялись в различные коммунальные службы. У "коммунальных" версий отсутствовал пластиковый обвес, но присутствовали фаркопы и различное оборудование (например снегоуборочные отвалы), а кузов мог быть выполнен в версиях "пикап" или фургон. В 2001 году фирма "Сатол" также стала выпускать уборочную машину на базе "Тарзана". Она имела кузов типа "пикап" с баком для воды, поливочное оборудование, дизельный двигатель Peugeot 1.9l мощностью 75 л.с., а также гидроусилитель руля.

ВАЗ-210834 "Тарзан", дооснащенный фирмой "Сатол"
ВАЗ-210834 "Тарзан", дооснащенный фирмой "Сатол"

В целом "Тарзан" получился неплохим автомобилем, сочетающим в себе вездеходные качества "Нивы" и современный дизайн с комфортным салоном "Самары". Производились "Тарзаны" до 2003 года мелкосерийно, из-за чего не получили широкого распространения. Позже на конвейере их сменит "Тарзан-2" в кузове ВАЗ-2111 и -2112, но это уже тема для отдельной статьи.

Спасибо за просмотр! Ставь лайк и подписывайся на канал, если хочешь узнать больше интересных фактов об отечественном автопроме.

Авто
5,66 млн интересуются