На фестиваль «Арзамасский гусь», про который я писал, приехал среди прочих поваров Петя Павлович, хозяин московской мясной мастерской «Петя и мясо». Он с казанским шефом Булатом Ибрагимовым показывал, как правильно разделывать ногу коня.
Петя остался в Арзамасе ночевать, а на следующий день я предложил ему съездить в посёлок Берёзовка рядом с городом, чтобы посмотреть, как и что готовят в езидском кафе «Гелиос». Вот как я узнал о его существовании.
В Арзамасе, моём родном городе, есть ларёк с отличной шаурмой. Раньше он назывался «Турецкая кухня», и именно поэтому я когда-то в него зашёл: увидеть там такую вывеску было удивительно. Зашёл — и не пожалел: кебаб был в отличной вкусной булке, лёгкой и хрустящей. И томатный соус с зеленью вроде сацебели, которым приправляли мясо с овощами, бы тоже очень жизнерадостным.
Потом в Арзамасе в армянском кафе убили одного местного парня, и в городе стало неспокойно. Разгромили несколько точек, принадлежавших приезжим из Закавказья. И ларёк от греха подальше переименовался в «Кухню вкуса» (более дурацкое название ещё надо постараться придумать).
Моя мама сказала, что держат его курды. Я стал искать в интернете, что это за арзамасские курды, и оказалось, что в Арзамасском районе, в Берёзовке, уже довольно давно живёт большая езидская община — около 400 человек. Переехали они туда из Грузии, но носят армянские фамилии. Главного езида района зовут Ильич Арабян. Ильич — имя.
Узнал я также, что езидов в Нижегородской области довольно много. Занимаются они в основном сельским хозяйством, и, например, в Перевозском районе им принадлежит целая четверть поголовья КРС, а даёт эта четверть треть всего районного молока.
А вот из этой довольно интересной статьи про быт берёзовских езидов, я и узнал, что у них есть кафе «Гелиос».
Название кафе далеко не случайное. Езиды считаются либо этноконфессиональной группой курдов, либо (в том числе самими езидами) отдельным народом. У них очень интересная религия — езидизм, — в которой сочетаются элементы зороастризма, христианства (несторианства), иудаизма и ислама. Они верят в единого бога и в семь его ангелов, главным из ангелов считается Малак Тавус, ангел-павлин. Его мусульманские и христианские критики езидизма отождествляют с падшим ангелом, и потому обвиняют езидов в дьяволопоклонничестве. Но на самом деле всё сложнее.
Процитирую википедию:
С Тавуси-Малаком связано множество преданий, дошедших до нас в устной форме.
В одном из них говорится, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму, поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только ему и никому больше. За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами. За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус воспринимается езидами как око солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.
И ещё он отождествляется, как пишут, со словом «Шамс», то есть «Солнце». Тут я не совсем понимаю связи, ну да ладно. Главное, что солнце в езидизме играет большую роль. И их можно назвать солнцепоклонниками, хотя тоже с очень большими оговорками.
Как зороастрийцы не поклоняются огню, а считают его зримым образом бога в физическом мире, так и езиды по той же причине не поклоняются солнцу, а почитают его как божественный свет.
В общем, теперь вы тоже понимаете, почему езидское кафе в Берёзовке называется «Гелиос». И почему на вывеске не могло не быть солнца.
Между Арзамасом и Берёзовкой сейчас уже практически нет границы, кончается город — начинается посёлок, и «Гелиос» находится прямо на трассе.
Заходишь в него и первым делом видишь роскошь.
Зал — такой. Обратите внимание на окна, они неспроста круглые, как солнце.
В меню — обычный набор российской придорожной кафешки. Но если знать подоплёку, то надо смотреть, разумеется, не на салаты «Якорь», «Жемчужина» и «Каприз», а на «Сыр грузинский» и «Лаваш толстый».
И не обращать внимание на «Суп «по-норвежски», окрошку, голубцы и гуляш, а приметить хашламу, хинкали, долму и люля.
Что мы и сделали.
Супа нам не хотелось, долмы в тот день не было. Мы попросили у женщины в траурном платке, стоявшей за барной стойкой, лаваш толстый, сыр грузинский, люля и хинкали.
В лаваше я узнал тот самый вкусный хлеб, с которым в «Кухне вкуса» делают шаурму. Он чрезвычайно простой и в то же время из тех хлебов, про которые повар Иван Шишкин говорит, что это полноценное блюдо. Лёгкий, пресноватый, душистый. Хочется есть и не останавливаться.
Сыр — типа имеретинского — тоже оказался хорошим, свежим, не очень солёным. Его делают в «Гелиосе» или специально для «Гелиоса» — мы спросили, где можно купить с собой, нам сказали, что здесь и можно. Купили.
Люля были нежирными, но сделанными, как мы с Петей согласно определили, с соблюдением необходимой технологии приготовления. То есть качественными.
Нам потом сказали, что сделаны они из курицы и говядины.
А вот хинкали оказались очень никакими. Тесто толстое и склизко-крахмальное, а в начинку (свинина и говядина) как будто тоже то ли крахмала бухнули, то ли муки.
Короче, хинкали там никогда не берите. Берите люля. Наверное, шашлыки там тоже на том же уровне, чувствуется рука мастера.
Вот такой нам принесли счёт. «Лула хбаби» — это люля-кебаб.
Треть счёта — сыр, который мы купили с собой
А потом мы вернулись в Арзамас, и я показал Пете ту самую «Кухню вкуса». Она рядом с Парком имени Гайдара, в центре города.
Вот так выглядит шаурма, которую там делают. Её потом ещё под грилем держат, чтобы было вкуснее.
Петя купил себе её в дорогу, сел в свою машину и укатил в Москву.
В следующих выпусках — про то, кому нужен рейтинг «50 лучших ресторанов мира», про то, как мне в упаковке промышленного сыра попалась половина лимонного семечки, и другие истории про еду. А пока можно почитать про то, как в «Пятёрочке» паскистанскую картошку маскируют под российскую, или про мою любимую буузную в Сергиевом Посаде. Подписывайтесь!
А в завершение выпуска по традиции — африканская музыка. Зимбабвиец Илайджа Мадзикатире и его Ocean City Band исполняют меланхоличную композицию «Very Sorry».