Начну со вкусовых рецепторов, которые с легкостью обманывают наше восприятие, делая из лимонного желе невероятно вкусное вишневое. Эта известная история приключилась больше полувека назад, когда шеф-повар военного корабля закупил огромную партию лимонного джема, и не купил ни одной баночки вишневого. Разумеется, моряки стали возмущаться однообразным десертам и решительно требовали их любимый вкус.
Тогда повар не растерялся и добавил в лимонное желе краситель – красного, насыщенного цвета. Вкус остался прежним, но когда моряки поедали заветное лакомство, ни одному из них даже в голову не пришло, что они едят то же самое лимонное желе. Причем повар подавал «вишневое» угощение дважды, и всякий раз получал море восторгов.
Удивительно, как легко и бездумно можно обмануть вкусовые рецепторы, когда дело зависит от желаний. В психологии такой эффект называется «принятие ожиданий» или «предвзятость ожиданий». Проще говоря, наши рецепторы находятся во власти воображения: если вы ждете, что еда окажется вкусной, именно таковой она и будет. В худшем случае ее вкус покажется намного лучше, чем вы могли ожидать.
Кстати, это работает и в обратном направлении, ведь если вы ждали отвратительного вкуса, его-то вы и получите. Вам может показаться, что изменение вкусовых ощущений – это банально, но в действительности – совершенно не так. Аналогичный принцип работает в любом ресторане и даже на вашей собственной кухне, а называется он – презентация.
Чего стоит одна только власть тарелок! Ведь если перед нами посуда с золотой каймой, красивая нарезка овощей или фруктов, художественные мазки соуса вокруг еды… все это моментально пробуждает ожидание того, что еда будет особенно вкусной. Скажу больше – это работает. В одном ресторане решили провести эксперимент и проверить, как оформление и подача блюд отражается на желании людей заказать его снова.
Так, 175 человек, которые пришли пообедать, получили в подарок от заведения шоколадные пирожные, присыпанные сахарной пудрой. Им сообщили, что десерт приготовлен по новой рецептуре, а владельцы ресторана размышляют над тем, чтобы добавить их в меню. По завершении трапезы каждый участник оставлял свое мнение о десерте. Результат удивительный.
Итак, все пирожные были абсолютно одинаковой формы и размеров, однако подавались в разном оформлении. Первая часть гостей получила десерт на тарелках из белоснежного фарфора, вторая – на бумажных тарелочках, а третья – на обычной салфетке.
Те, кто лакомился пирожным на фарфоровых тарелках, назвали рецепт отличным и сказали, что хотели бы заказывать его в будущем. Те, кто дегустировал на бумажной тарелке, ограничились оценкой «хорошо», а те, кому угощение досталось на салфетке, оценили пирожное как «нормальное, но ничего особенного». Эксперимент показал, что визуальное восприятие оказывает огромное влияние на вкусовые ощущения и желание вернуться к этому блюду снова.
Этот «фокус» очень выгоден и в диетическом питании, если перестать лениться и минутку времени уделить оформлению своей тарелки. Даже пресное овощное рагу может оказаться невероятно вкусным, если добавить немного соусных «завитушек» и красиво порезать овощи.
Вы прекрасно насытитесь и получите истинное удовольствие от еды, а желание съесть еще что-нибудь – на этот раз вкусное – растворится, словно утренний туман. Попробуйте сделать еду визуально привлекательной, и тогда она станет верным помощником в похудении!