19 мая в состоялся первый Московский велофестиваль, а проект Let’s bike it! так и не смог получить у города разрешение на проведение своего традиционного велопарада. #velonation разбирается, какая связь между этими двумя событиями.
У этого текста есть большая предыстория. Если вы уже знаете, как развивался конфликт дептранса и Let’s bike it!, просто читайте дальше. А если вам надо войти в курс дела или освежить события в памяти, жмите на эту ссылку.
Когда в ноябре 2018 года выяснилось, что департамент транспорта больше не поддерживет велопарады Let’s bike it!, предполагалось, что теперь аналогичное мероприятие город будет делать сам. Об этом говорили и ребята из проекта, и Станислав Сырыгин, ставший публичным спикером дептрансовского велофестиваля. По версии Сырыгина, он приехал в Москву из Уфы, чтобы возглавить гонку на Садовом кольце, проводимую Ассоциацией велогонщиков, познакомился с оргкомитетом велофестиваля из числа сотрудников департамента и предложил им помощь на общественных началах, потому что переживал за судьбу мероприятия.
В финансовых документах надо искать подвоха в тексте мелким шрифтом, в случае с городскими мероприятиями самое интересное написано внизу вебсайта. Сравним страницу фестиваля “Московские сезоны” и “Московского велофестиваля”. В первом случае чётко указано, что это проект правительства Москвы.
У фестиваля другой статус: при поддержке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. С точно такой же формулировкой проходили велопарады Let’s bike it! Так кто же в таком случае проводит велофестиваль?
Сайт Московского велофестиваля зарегистрирован на “Нестлайн”, PR-агентство, работающее в сфере фармацевтики и здравоохранения.
Но на сайте компании указаны не все его клиенты — из фейсбука учредителя “Нестлайна” и дочерней фирмы 2Up Дамира Самигуллина мы узнаем, что в прошлом году его компании занимались подготовкой велогонки на Садовом кольце — той самой, директором которой значится Станислав Сырыгин.
Хотя в фейсбуке у Станислава в качестве места службы указана Ассоциация велогнощиков, на работу, судя по данным приложения Strava, он ездит не в Крылатское, где находится её офис, а в район Даниловского кладбища, неподалеку от которого располагается “Нестлайн”.
С велогонкой на Садовом, которой руководит Сырыгин, тоже произошла интересная история. Это традиционное для Москвы мероприятие, проводится с 1920-х годов. До недавнего времени им занималась Федерация велоспорта, но в 2017 году ей не удалось получить разрешение не перекрытие кольца, поэтому гонку пришлось отменять. А год спустя то же самое мероприятие благополучно согласовала Ассоциация велогонщиков, которая действует при поддержке правительства Москвы. Ничего не напоминает?
Порядок подачи заявок на массовые мероприятия регулирует Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г.Москве. Этот документ предполагает, что “по результатам рассмотрения уведомления принимается мотивированное распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия”.
Но в реальности любую заявку можно “замотать”, пустив ее по всем кругам бюрократического ада. Для согласования зимнего велопарада у Let’s bike it! потребовали своими силами обеспечить перекрытие улиц с помощью большегрузов, хотя упомянутое положение прямо возлагает обеспечение безопасности не на организатора мероприятия, а на администратора площадки (то есть, на город). Больше того — ночной велопарад 2018 года благополучно проходил вообще без всяких большегрузов. Отказ согласовывать весенний парад на Садовом был аргументирован тем, что аналогичный маршрут уже согласован велофестивалю. Мотивировка так себе, особенно если учесть, что заявка на велопарада была подана в октябре, а велофестиваль получил согласование лишь месяц спустя. Но это уже не важно: Let’s bike it! может долго и упорно оспаривать решение чиновников, вести с ними переписку, жаловаться в прокуратуру и так далее — инициатива перехвачена.
Организаторы велофестиваля много раз говорили, что “это совсем другое мероприятие”, по факту рядовые участники едва ли почувствовали разницу. Тот же маршрут по Садовому кольцу, практически те же даты в конце мая и использование фотографий с велопарада в фестивальных соцсетях — мероприятия получились схожими до степени смешения. В инстаграме участники фестиваля продолжали использовать хэштег #велопарад. А сами организаторы так заигрались, что, судя по опросу на сайте дептранса, их велофестиваль проходит как минимум во второй раз.
Компания “Нестлайн” не только владет сайтом Московского велофестиваля и, предположительно, платит зарплату “активисту” Станиславу Сырыгину. Именно с ней и ее дочерней 2UP заключил основные контракты главный спонсор велофестиваля прокат “Велобайк”. Самый крупный из них — на 10 миллионов рублей. По данным Let’s bike it!, бывшие партнёры велопарада в этом году получали предложения проспонсировать фестиваль от имени «Нестлайна».
#velonation не претендует на знание всех тонкостей и схем, но пока ситуация выглядит печально. Выходит так, что правительство Москвы взяло готовое, успешное мероприятие, перекрыла кислород неугодному организатору и отдало его в руки дружественной компании, который остается только копировать успешный формат. Если кто-то действительно участвует в этом на идейных началах, то он, наверное, круглый дурак.