Найти в Дзене

Это грозное слово штурмовик

Странно, но у нас в стране не сняли ни один фильм про летчиков-штурмовиков. Тем не менее, что такое «штурмовик» знают очень многие, ну, по крайней мере, среди старшего поколения, которое ещё училось в СССР. Многие вспомнят, что был советский штурмовик под названием Ил-2, некоторые припомнят, что он у немцев назывался «черная смерть». Люди, которые читали книги о войне, смогут рассказать ещё больше.

В целом же, среди тех, кто просто интересуется войной и оружием, есть общее представление как о советском штурмовике Ил-2, как о неком уникальном самолёте, не имеющем аналогов в мире. Уверен, что многие считают, что штурмовки, как класс, вообще придумали в СССР, и в других странах ничего похожего не создавали. Кто-то вспомнит про то, что немцы попытались создать свой штурмовик (подразумевая самолёт Henschel Hs.129), который был намного хуже нашего Ил-2.

Самолёт Ил-2 был действительно уникальным в своём роде, и сыграл огромную роль в нашей Победе во Второй Мировой войне, но он был не первым штурмовиком в нашей стране, и далеко не первым в мире. Да и в целом по поводу того, какие самолеты назывались штурмовиками, какие машины состояли в авиации других стран, очень мало написано, и обычно лишь в узко-специализированных источниках.

А посему я решил предложить своим читателям краткий экскурс в мир самолётов штурмовой авиации Второй Мировой войны разных стран. Я планирую серию небольших статей, но в этой сделаю лишь общее вступление, чтобы не переутомлять.

Давайте сначала немного уточним, что же такое самолёт-штурмовик. Четкого определения, как ни странно, нет, в каждой стране существует своё собственное. Но если попробовать выделить основные отличия от других типов боевых самолётов, то штурмовик — это специализированный самолёт, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя, с использованием, как бомб, так и пулемётно-пушечного и ракетного вооружения. Его ближайшие «соседи» по классификации, это истребители-бомбардировщики (с одной стороны) и пикирующие бомбардировщики (с другой), и границу между ними не всегда можно четко провести. Понятно, что для такого самолёта очень важным конструктивным элементом является высокая живучесть, но при этом бронирование отнюдь не главное отличие штурмовика. Во-первых, потому, что бронирование имели и другие типы самолётов, а во-вторых, штурмовики могли быть и не бронированными, и таких было немало в 30-е годы в разных странах, хотя подобные варианты и не получили широкого развития.

Кстати, ещё одной особенностью штурмовиков было использование на них двигателей почти всегда воздушного охлаждения, что легко объяснять той же борьбой за живучесть. Если двигатель жидкостного охлаждения был очень чувствителен к любым дыркам в нём, и требовал бронированный защиты от пуль и осколков, то двигатель воздушного охлаждения, мог работать даже при потере цилиндров, и, наоборот, сам мог служить дополнительной защитой для пилота.

Рассказ о штурмовиках Второй Мировой войны нужно начинать с… 1916 года.

Точно сказать, кто первый стал применять штурмовые действия авиации невозможно. Первыми роль штурмовиков точно стали выполнять истребители, а затем всегда, и во Второй Мировой, и позже, значительную часть штурмовых действий авиации возлагалась на истребительную авиацию, по вполне понятной причине. Истребитель он, конечно, создан для воздушного боя, но, в условиях, когда вести воздушный бой не с кем (а такое бывает не так уж редко) истребитель же тоже надо как-то использовать. А почти единственный способ использовать истребители по наземным целям, это пулеметно-пушечные удары, то есть штурмовка.

Хотя никакой единой классификации самолетов штурмовой авиации не существовало, мало того, даже не во всех армиях имелись отдельные обозначения для класса ударных самолётов поля боя, но основные типы выделить можно.

Начнём с тяжелых, которые появились в конце Первой мировой и просуществовали до конца Второй. Во всех случаях это были большие двухмоторные самолеты, с экипажем из трёх, и даже более человек. В носовой части тяжелого штурмовика располагалась обычно целая батарея из подвижных или неподвижных пулеметов, или автоматических пушек. Стрелок-бомбардир находился впереди, а задний стрелок должен был прикрывать самолёт от атак истребителей с задней полусферы, но иногда мог ещё и вести огонь по наземным целям. Упор на такие самолёты делали во Франции, но, по понятным причинам, повоевать им почти не пришлось, в Люфтваффе не пошли дальше опытных образцов (штурмовые варианты Henschel Hs.124 и Focke-Wulf FW.57), зато в США такие машины выпускались в больших количествах. В Советском Союзе так же активно разрабатывались машины такого класса, но ни одна из них не была запущена в серию.

Следующий тип штурмовика, который можно условно назвать «легкий». Это одномоторный двухместный самолёт, с пулеметно-пушечным вооружением (иногда и подвесным), где стрелок прикрывал от атак с задней полусферы. Такие самолетов было немало в разных странах, как правило, их создавали на базе разведчиков и легких бомбардировщиков. Они могли быть как бронированными, так и небронированными, правда, второй вариант выпускался только до Второй мировой. У немцев под этот тип попадают первые штурмовики Юнкерса, а также такой самолёт, как Junkers K47, который, правда, был только задуман как штурмовик, но реализован как пикирующий бомбардировщик.

Был ещё и третий тип, который я затрудняясь как-то однозначно назвать, потому что для 20-30-х годов подходит «маневренный», а позже его правильнее назвать «скоростной». Это одномоторный одноместный самолёт, с пулеметно-пушечным вооружением, и, как правило, бронированный. Позже, этот тип превратился в скоростную машину, на базе истребителя, способную не только вести штурмовку, но иногда и самостоятельно сражаться с истребителями неприятеля. Именно эти самолеты оказались наиболее удачными, и, что интересно, хотя их названия известны относительно широко, про их штурмовую родословную мало упоминают.

-2

Наверное, первое что приходит в голову, после знакомства с этой условной классификацией, так это то, что знаменитый советский штурмовик Ил-2 (знанием названия которого для многих и ограничивается всё знакомство со штурмовой авиацией Второй Мировой) совершенно никуда не вписывается. Особенно в одноместном варианте. И это действительно так, потому что Ил-2 был самолётом, отнюдь не продолжавшим линию советских штурмовиков, разработанных до него. При том, что в целом как раз российские и советские штурмовики очень даже под эту классификацию хорошо попадают. Так как в Советском Союзе изначально создавались два типа штурмовиков: легкий и тяжелый.

Будем считать, что вступление получилось, и далее я вам предложу серию статей, где будет рассказано про основные проекты и серийные модели разных стран, научная, разумеется с нашей.

Так что подписывайтесь на канал, а пока могу предложить статьи, хоть и не на авиационные темы, но, на мой взгляд заслуживающие внимания: «Шаблон Грабина», «Кто же с кого скопировал 120-мм миномёт?» и «Как пытались заменить Т-34».