В наблюдениях за нынешним сельским хозяйством в России я особенно не интересовался тем, кто и как разводит рыбу. Однако рыбоводство само даёт знать о себе всё чаще и пока не с лучшей стороны. Поэтому чтобы обозначить проблему я пишу этот текст. В отличие от остальных моих публикаций тут будет больше разбора других материалов и данных, чем собственного опыта. На основе же собственного участия в технологических процессах и наблюдениях я продумываю текст про то, откуда и как в России сейчас берётся молоко. В этой отрасли я покопался подробно и собственными глазами, руками и ногами.
* * *
Первый раз я услышал о том, что технология выращивания форели покупается у финнов и затем приобретает российскую специфику, ещё лет 5-6 назад. Таксит вёзший меня от Приозерска к берегу Ладожского озера жаловался на форелеводов, что мол для продажи рыбу перекармливают (чтобы росла быстрее), в для себя растят отдельно (технологию соблюдая).
В 2017-м я впервые увидел садки для выращивания рыбы и надувной муляж птицы над ними (для отпугивания чаек) в озере, рядом с деревней Харагеничи (Ленобласть на границе с Карелией).
Вокруг озера проходит экологическая тропа "Харагинская" природного парка "Вепсский лес". Как такая хозяйственная деятельность ведётся на особо охраняемой природной территории для меня пока загадка. Вода для купания мне там как-то не понравилась.
Зимой 2019 в северных карельских деревнях историю конфликта между местными жителями и форелеводами я смог наблюдать уже очно и в деталях.
В деревне Вокнаволок на озере Верхнее Куйто крупное хозяйство действует с 2011 года. Про саму деревню есть подробный обзор в журнале "Такие Дела". О том, что воду из озера стало невозможно пить, а после мытья пахнешь рыбой жители деревни жаловались по ТВ ещё в 2013 г.
Цитирую из репортажа:
"ежедневно в озеро попадает до 50 тонн рыбьих кормов и витаминов".
Хозяйство принадлежит ООО «Кала я марьяпоят». Название финское, но принадлежит компания жителю города Костомукши, где у компании есть фирменный магазин. Очереди в нем я видел постоянно - продукция (мясо и икра форели) пользуется спросом. Компания один из заметных работодателей региона (сами жители Вокнаволока на хозяйстве и работают) и пример успешного бизнеса с брендом "сделано в Карелии". От костомукшан я слышал уважительные отзывы о предпринимателе. А продукция компания регулярно берёт призы за качество на международных выставках.
Ниже фото с сайта компании:
Мнение со стороны профессиональных экологов я узнал из рассказа директора заповедника "Костомукшкий" Сергея Тархова, который кроме природоохранного учреждения представляет и интересы местных жителей как муниципальный депутат. Вот что я запомнил:
- рыбная ферма - это примерно тоже самое, что и свиноферма. Только в воде. Несъеденные корма и продукты жизнедеятельности скученно содержащейся форели оказываются в воде
- в России для такого вида деятельности законодательство ещё слабо прописано. У финнов, которые столкнулись гораздо раньше с загрязнением своих водоёмов, подобное размещение хозяйств на территории рек и озёр уже запрещено. Поэтому сейчас необходимо участвовать в разработке законодательства с учётом всех экологических требований.
- разводят обычно радужную форель, которая родом из США. То есть для наших водоёмов это чужая рыба. Выбирают для разведения именно её, так как на 1 кг кормов она даёт почти 1 кг набора в весе.
* * *
В соседней с Вокнаволоком деревне Войница (в Карелии "соседняя" - это в данном случае около 40 км) этой зимой случилась совсем уж мутная история. В 2018-м управление рыбного хозяйства Минсельхоза Карелии отказало форелеводам в выделении участка в окрестностях Войницы. Жители деревни по опыту соседей знали о последствиях рыбного хозяйства и отстояли своё озеро. Кроме экологического ущерба для местных жителей существеннен и экономический - для развития туризма территория начинает терять свою ценность. К слову, район Войницы и Вокнаволока - исторический. Значительная часть карело-финского эпоса "Калевала" были записаны именно в этих краях.
Однако сейчас участки планируется всё же выделить. Основанием для чего служит протокол собрания жителей деревни. Большинство из которых сейчас заявляет о том, что протокол фальсифицирован. Так это или нет, вопрос к суду. По моим собственным наблюдениям "приписки" в нужную форелеводам сторону имели место.
* * *
Про ситуацию с Войницей подробности есть в статьях на "Чернике" и в группе в ВК "Экологическая справедливость", которые создали жители, чтобы отстаивать свои интересы в том числе с помощью социальной сети. По ситуации в Карелии в целом на Karelia.News опубликован цикл журналистского расследования Евгения Белянчикова по форелеводному бизнесу. Во второй части представлена позиция форелеводов (в том числе ассоциации форелеволов Карелии) по ситуации на Сяргозере, а в заключительной части представлены оценки со стороны науки и государства, есть комментарии со стороны бизнеса из других регионов страны.
Из материалов расследования - для себя я сделал вывод, что одна из самых значительных оставляющих загрязнения - это форель которая гибнет в садках (это, похоже, частая ситуация для применяемой технологии) и затем разлагается, до того как её вынут. Продолжая аналогию со свинофермой - животные содержатся продолжительное время вместе со своими умершими собратьями. Так что сама отрасль ещё далека от учёта прав животных. Если вы предпочитаете яйца счастливых кур на свободном выпасе, то форель выращенная в экологически чистых (пока) озёрах Карелии не ваш выбор.
Формальная сторона экологического вопроса представлена в статье Александра Трубина, где приводится мнение главного научного сотрудника лаборатории экологии рыб и водных беспозвоночных Института биологии КарНЦ РАН доктора биологических наук Ольги Стерлиговой. Ученый, стоявший у истоков развития форелеводства в Карелии, делится своим мнением:
Анализ результатов наших работ на некоторых форелевых хозяйствах показал, что на всех водоемах с рыбоводными работами необходимо проведение мониторинговых наблюдений за гидрохимическими параметрами среды, количеством и качеством используемых кормов, а также корректировки объемов ее выращивания, как минимум один раз в три–четыре года, чтобы сохранить экологический баланс. Это должно быть обязательным условием в период эксплуатации ферм и отражено в биологическом обосновании при строительстве новых форелевых комплексов.
* * *
В Вокнаволоке мне довелось листать журнал по рыбоводству - про корма и прочие особенности технологии. Про корма приведу цитату представителя форелеводов из подробной, обстоятельной (со ссылками на первоисточники) статьи "Форелевая лихорадка" Алексея Афиногенова.
"Вы говорите красная плотва? Конечно, красная. В корме есть краситель, чтобы форель была красная. Плотва тоже стоит у этих садков, она никуда не уходит. Она вот хватает этот же корм. Но это чем плохо-то, объясните мне..."
Помню, что содержание журнала аппетит портило, хотя такой эффект имеют профессиональные издания по любому виду промышленной сельхоз деятельности. Вот, например, тут можно посмотреть ассортимент средств индивидуальной защиты при работе с пестицидами и агрохимикатами (это про фрукты-овощи...).
Форелеводство ещё ждет "своего Джонатана Сафрана Фоера" написавшего подробный обзор промышленных подходов к мясному животноводству 'Eating Animals' (в русском переводе "Мясо").
* * *
Субъективно, исключительно по ощущениям я лет пять как выбираю рыбу с белым мясом. А что касается добросовестности производителей - я верю, что существуют честные и заботящиеся и о природе, и о покупателе предприниматели-форелеводы. Сельский опыт меня научил смотреть на фото и биографии собственников и директоров бизнеса, чтобы опять же субъективно, но исключительно для себя принимать решение - хочу я покупать что-то у этих людей или нет. Вы же не будете покупать молоко в деревне у хозяйки, которая вам не приятна, даже если у неё молоко дешевле чем у соседей и есть всегда в наличии, а не под заказ?
В городе за деньги легко можно купить человеческие корма в удобной упаковке, а вот добыть еду становится проще уже в сельской местности.
* * *
По конфликтным ситуациям "жители<->бизнес" вне дискуссии о самом предмете производства, то выводы из этих историй для себя как жителя сельской местности делаю такие:
- важно быть постоянно на связи с местной администрацией и природоохранными организациями, чтобы быть в курсе всех возможных политических веяний и деловых инициатив;
- прилежащие окрестности к местам своего проживания брать для собственной хозяйственной деятельности (подобный пример встречал в Беларуси) или методично (запасшись терпением на 10-15 лет) заниматься оформлением этих территорий как ООПТ с наиболее подходящим статусом в тех биокомплексах где это возможно обосновать (такую работу видел в Архангельской области).
* * *
Другие тексты по мотивам моей жизни в сельской местности.