Отправляемся на прогулку по "Москве вместо Рима" и посмотрим на наш город глазами юной итальянки Беатриче Бонелли. Начнем со "съедобных" улиц, которым Беа посвятила один из своих фильмов.
Встречаемся у ресторана «Прага» на пересечении Арбата и Нового Арбата - что может быть лучше легендарного ресторана для начала прогулки по «съедобному» району Москвы! И место нашей встречи стоит отдельного разговора.
Здание ресторана появилось в Москве еще в XVII веке и сначала было доходным домом. В 1872 году в нём открывают трактир «Прага». Расположенный в людном месте, трактир сразу становится популярным, между своими именуясь «Брагой»: постоянными клиентами недорогого трактира были в основном арбатские извозчики и простые люди. Владелицей трактира была Вера Ивановна Фирсанова, единственная дочь и наследница крупного московского предпринимателя, активно занимавшаяся благотворительностью — например, построенный на ее средства «Дом для вдов и сирот» мы увидим на одной из следующих прогулок, он прекрасно сохранился.
Выйдя замуж второй раз, за офицера Алексея Ганецкого (история сохранила за ним репутацию картежника и волокиты), Вера Ивановна переписала на него «Прагу» - и таким образом направила историю трактира в другое русло. В 1896 году владелец соседнего участка (Арбат, 5) купец Семен Петрович Тарарыкин поспорил с Ганецким, что если обыграет его в бильярд «одной левой», то получит «Прагу». И выиграл — действительно играя только левой рукой!..
Так «Прага» поменяла не только хозяина, но и статус: Тарарыкин превратил трактир в фешенебельный ресторан для образованной публики. До революции здание было дважды перестроено: сначала знаменитым архитектором Львом Кекушевым, а затем его коллегой Адольфом Эрихсоном. Вместо больших залов появились кабинеты, на крыше — зимний сад, а на посуде, золотом, обязательная надпись: «Привет от Тарарыкина!».
Теперь здесь собирались на банкеты и обеды представители творческой интеллигенции. Например, Антон Павлович Чехов праздновал здесь в 1898 году мхатовскую постановку своей «Чайки», а Илья Ефимович Репин устраивал банкет по поводу восстановления своей картины «Иван Грозный и сын его Иван», которую порезал иконописец-старообрядец Абрам Балашов (хранитель Третьяковской галереи художник-пейзажист Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд! А Репину пришлось почти заново писать лица героев). Лев Толстой устраивал в «Праге» публичные чтения своего романа «Воскресение». Здесь собирались на ежегодные «рубинштейновские обеды» профессора и выпускники Консерватории, проходили заседания Общества истории и древностей Российских под председательством Василия Осиповича Ключевского.
Тем временем свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. «Прагу» закрыли — вот уж воистину история взлётов и падений!.. Сначала здесь устроили высшие драматические курсы, библиотеку, магазины «Слово», «Букинист», «Книжное дело». Но в 1924 году здесь снова открыли общепит - «Столовую Моссельпрома» (дом Моссельпрома тоже сохранился и находится неподалеку, мы с ним еще увидимся на одной из прогулок!). Место долгое время тоже было непростым, не для всех. Среди посетителей преобладала советская творческая элита: называют, например, имена Горького, Есенина и Дункан, Брик и Маяковского… Последний посвятил бывшему ресторану рекламные строки:
1.
В других столовых
люди — тени.
Лишь в «Моссельпроме»
сытен кус.
Там —
и на кухне
и на сцене
здоровый обнаружен вкус.
Там пиво светло,
блюда полны,
там —
лишь пробьет обеда час —
вскипают вдохновенья волны,
по площади Арбатской мчась.
Там —
на неведомых дорожках
следы невиданных зверей,
там все писатели
на ножках
стоят,
дежуря у дверей.
Там чудеса,
там Родов бродит,
Есенин на заре сидит,
и сообща они находят
приют, и ужин, и кредит.
Там пылом выспренним охвачен,
грозясь Лелевичу-врагу,
пред представителем рабфачьим
Пильняк внедряется
в рагу…
Поэт, художник или трагик,
забудь о днях тяжелых бед.
У «Моссельпрома»,
в бывшей «Праге»,
тебе готовится обед.
2.
Где провести сегодня вечер?
Где назначить с приятелем встречу?
Решенья вопросов
не может быть проще:
«Все дороги ведут…»
на Арбатскую площадь.
Здоровье и радость —
высшие блага —
в столовой «Моссельпрома»
(бывшая «Прага»).
Там весело, чисто,
светло, уютно,
обеды вкусны,
пиво не мутно.
Там люди
различных фронтов искусств
вдруг обнаруживают
общий вкус.
Враги
друг на друга смотрят ласково —
от Мейерхольда
до Станиславского.
Там,
если придется рядом сесть,
Маяковский Толстого
не станет есть.
А оба
заказывают бефстроганов
(не тронув Петра Семеныча Когана).
Глядя на это с усмешкой, —
и ты там
весь проникаешься аппетитом.
А видя,
как мал поразительно счет,
требуешь пищи
еще и еще.
Все, кто здоров,
весел
и ловок,
не посещают других столовок.
Черта ли с пищей
возиться дома,
если дешевле
у «Моссельпрома»…
Бывали здесь и литературные персонажи, например, Киса Воробьянинов именно здесь пытался произвести впечатление на Лизу.
Очередной взлет «Праги» был недолгим: в 30-х годах через Арбат пролегала правительственная трасса из Кремля на дачу Сталина, поэтому все, что могло показаться мало-мальски не благонадежным, ликвидировалось.
Вновь «Прагу» открыли в 1954 году. Ресторан перестроили по проекту архитектора Соболевского, который в основном сохранил существующую схему здания, но привнес новые технологии, укрепил конструкции и обновил интерьеры, для чего специально приглашал мастеров из Чехословакии. В советское время это был один из престижнейших ресторанов Москвы, состоявший из 7 залов (чешский, купольный, бирюзовый, белый, ореховый, музыкальный, новопражский), двух зимних садов, ротонды, 6 кабинетов и летней веранды.
Здесь работали лучшие повара Москвы. На первом этаже находился знаменитый кондитерский магазин. Интересно, что рецепт популярнейшего торта «Прага» был придуман начальником кондитерского цеха ресторана Владимиром Михайловичем Гуральником (так же, как и рецепт торта «Птичье молоко» и еще более тридцати рецептов).
Как пишет интернет-журнал "The Village", "с середины 90-х годов «Прага» принадлежала семье бывшего совладельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова, которого в 2015 году признали банкротом. В конце 2017 года бизнесмена заочно арестовали по обвинению в организации убийства и незаконном обороте оружия". Охранник на входе подтвердил, что ресторан уже давно не работает и арендуется только для спецбанкетов. Но! Со стороны Арбата есть две неприметные двери, ведущие в сохранившуюся «пражскую» кондитерскую.
Посетители здесь очень колоритные, завсегдатаи, очевидно коренные москвичи (точнее, преимущественно москвички, заказывающие, почти не глядя на витрину, продавцам свои любимые лакомства). Само кафе тоже удивительное — как будто прямо с современного Арбата попадаешь в прошлое. Прекрасная возможность продегустировать лучшие советские десерты: тут и «Прага», и «Птичье молоко», и "картошка", и много других наименований. Советую заглянуть: попробовать прошлое на вкус — и сравнить с настоящим!
Кстати, здание "Праги" уже с полгода как выставлено на продажу, в том числе через "Avito":
Покупатель пока не нашелся, но будем надеяться, что "Прагу" все-таки ждет счастливое и интересное будущее, достойное ее прошлого.
Update: по информации РБК, 10 апреля 2019 года ресторан был продан совладельцу Черёмушкинского рынка Мирославу Мельнику за 1,4 млрд рублей.
Конец первой серии.
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!