Семь с лишним месяцев назад я минимизировала сахар в моём рационе. Отвыкание было непростым, и за это время мой организм преодолел несколько этапов.
1-й этап - первая неделя. Наверное, это был самый психологически сложный этап, когда я ощущала сахарную ломку почти всё время. Я спасалась тем, что в обеденный перерыв шла в магазин, покупала узбекскую лепёшку из белой муки весом граммов 250-300 и съедала её целиком. Организм требовал быстрых углеводов, и от отчаяния и обмороков меня спасал только вкуснейший белый хлеб. Также я потихоньку начала есть мёд, покупала черешню и доступные на тот момент фрукты. Поскольку это был конец июня, фруктов было ещё не очень много, поэтому мне было нелегко
Организм привык получать энергию легко, из быстрых углеводов, обмен веществ был настроен на то, чтобы использовать не накопленные запасы, а энергию, которую он получил, не особо для этого напрягаясь. И нужно было время для того, чтобы обмен веществ стал работать нормально, физиологично, тратя ненужное и не накапливая тогда, когда запасов и так полно.
2-й этап. Этот этап продолжался у меня около трёх месяцев. Это период, когда у меня периодически случались сильные сахарные ломки, и где-то раз в неделю мне снились жирные, сладкие торты с кремом, которые я будто бы ела во сне. Сейчас мне смешно это вспоминать, но я получала от зажоров во сне вполне реальное удовольствие. Проснувшись утром, я ощущала, будто бы и вправду наелась сладостей, и днём так сильно их уже не хотелось, я легче проживала еще один мой новый день без десертов.
В этот период сначала довольно часто, а потом всё реже, меня настигали приступы мучительного желания съесть сладкий коржик, торт, пончик либо заварное пирожное с жирным кремом. И казалось, что если я его не съем, я умру. Меня трясло, хотелось плакать, кричать и выть одновременно. Продолжалась эта ломка минут 15, потом меня отпускало, но это через какое-то время состояние повторялось вновь. Спасало только понимание природы этих ощущений, я знала, это всего лишь мой мозг обманным путем хотел заполучить своё, и понимала, что ломка через несколько минут закончится. А пока она продолжалась, я просто наблюдала за бурей в моей душе, что позволяло мне развивать и углублять осознанность. Подробнее о том, как развивать осознанность, читайте статье "Практика осознанности в питании: ухватить желание за хвост и вовремя остановиться"
Чем дольше я жила без десертов, тем ломки становились всё реже. Спустя 3 месяца они в таком мучительном виде прекратились вовсе.
3-й этап. Третий этап продолжался у меня с 4-го и почти до конца 7-го месяца. Я отвыкла от сладостей с рафинированным сахаром, мне совсем перестало мучительно хотеться употреблять продукты с его содержанием. Изредка подступало не всепоглощающее, но всё же бередящее ум желание ощутить вкус шоколада или заварного пирожного со сливочным кремом, которые продавали раньше в пекарне на Кропоткинской, но это желание очень быстро, в течение минуты, уходило и не превращалось в навязчивую идею. В этот период я дала себе несколько послаблений - пару раз пекла блины (в первый раз мы их съели просто блинами, а во второй раз я заворачивала их с творогом - надо было спасать творог - и с изюмом, используя меньше,чем раньше, сахара и для блинов и для творога), и после этого целую неделю каждое утро на второй завтрак съедала по одному блину. Первый раз блины не сказались на процессе похудения, а вот во второй раз, как мне кажется, они ощутимо замедлили снижение веса. Я пекла их в ноябре, и, как мне кажется, раззадорила вкусностями свой аппетит. Кроме того, пришли новогодние праздники с сопутствующими им оливье, мимозой и селёдкой под шубой, и за две недели я прибавила 1,3 кг, но потом за следующий месяц я не только вернулась в предновогодний вес 76,5, но и снизила его до 75,8 кг. Итого, за 7 с половиной месяцев ушло приблизительно 10 кг жировых запасов.
4-й этап у меня начался как раз по истечении 7 месяцев. Сейчас мои порции пищи уменьшились до 250-350 граммов, из сладостей в моем рационе - только мёд и пара фруктовых перекусов в день. Я всё более способна слышать свой организм, я не переедаю и в то же время не испытываю голод, а если хочу есть, то ем в меру, не растягивая желудок.
Мой голод стал вполне физиологичным, а не эмоционально-психологическим. Я ем не для развлечения и не для поднятия настроения, а потому что хочу есть, ведь организму нужно полноценное и разнообразное питание. Я ем ровно столько, сколько мне нужно для насыщения. Я стала больше двигаться - прохожу минимум 7 км в будни, а бывают дни, когда прохожу и по 15 км. На днях я сделала УЗИ органов брюшной полости и впервые за много лет УЗИ показало, что моя поджелудочная железа и желчный пузырь выглядят совершенно здоровыми, хотя до этого мне постоянно ставили диагноз хронический холецистит и панкреатит. Через неделю я узнаю результаты анализов крови (общий и биохимический) и, надеюсь, они тоже отобразят приятные изменения в лучшую сторону. За эти семь с половиной месяцев я почувствовала себя более здоровым человеком - и психически, и физически. Какие именно перемены в моём самочувствии произошли - читайте далее отдельный пост. Самое главное, что я поняла - помимо сладостей в жизни есть много другой, вкусной и полезной еды, которая способна принести гораздо больше удовольствия без нанесения вреда здоровью. О моем замечательном опыте минимизации сахара читайте в других моих статьях: "Почему я отказалась от сахара" и "Есть ли жизнь без сахара?"