Найти тему

Почему продуктовые супермаркеты чураются Крыма

«Ассорти» уже сворачивает свою работу на полуострове. Кто следующий? Фото: pixabay.comСеть продуктовых магазинов «Ассорти» — единственная торговая сеть с материковой России, зашедшая в Крым в 2014 году, — начинает сокращать число своих магазинов на полуострове. Информацию об этом ForPost подтвердили несколько источников.

То ли ребрендинг, то ли дивестиция
Торговая сеть «Ассорти» работает в Крыму уже пять лет: первыми магазинами, по сведениям издания «РБК», стали семь супермаркетов в Симферополе; в 2015 году владельцы сети планировали открыть гипермаркет в Севастополе и шесть супермаркетов в Севастополе, Ялте, Алуште и Симферополе.

Сейчас, если верить данным официального сайта торговой сети «Ассорти», в Крыму осталось девять магазинов — их адреса можно найти на онлайн-карте, все они располагаются в Симферополе. Однако, по некоторым данным, как минимум два магазина из указанных уже не только закрылись, но и полностью освободили занимаемые площади.

«В нашем районе было два магазина «Ассорти», один — на улице Лермонтова, второй — прямо возле дома, на проспекте Победы, — рассказала ForPost жительница Симферополя Алиса. — Было очень удобно там отовариваться, особенно когда возвращаешься с работы поздно, а рынок уже закрыт. Можно было купить самое необходимое — молоко, хлеб, что-то из кулинарии. Теперь приходится всё разыскивать отдельно по мелким магазинам».

Ещё по теме: Торговцы – об объявленной властями зачистке переходов Симферополя: «Мы такие же горожане!»

Сокращение сети ForPost официально подтвердили в министерстве промышленной политики Республики Крым.

«Это решение собственника. Насколько известно на данный момент, они сокращают количество магазинов, но на их место приходит кто-то другой», — пояснила пресс-служба министерства, отметив, что речи об уходе сети из региона пока нет.

Однако, как стало известно ForPost, владельцы «Ассорти» всё-таки будут сворачивать работу на полуострове. Эту информацию подтвердил источник, связанный со сферой торговли в Крыму.

«Есть информация, что они уходят, потому что арендная плата высокая. Они не вытягивают. По информации от поставщиков, у них не очень получается в Крыму конкурировать с другими сетями», — сказал наш собеседник.

По словам другого источника ForPost, торговая сеть максимально сокращает своё представительство и собирается проводить ребрендинг — менять маркетинговую стратегию и условия ведения своего бизнеса.

«Они, действительно, сокращают свои торговые точки вплоть до центрального своего магазина в Симферополе (магазин по адресу: проспект Кирова, 19, возле площади Ленина — прим.). Остаётся у них Севастополь, Нижнегорский и Джанкойский районы. Фактически они уходят с рынка», — сообщил другой источник ForPost.

В руководстве самой сети «Ассорти», куда обращался ForPost, пока не комментируют ситуацию.

По данным ЕГРЮЛ РФ, собственник торговой сети «Ассорти» в Крыму — фирма «Ассорти-Крым», которой владеют Борис Шаповалов (по данным ЕГРЮЛ, руководитель ООО «Ассорти-Юг») и компания «Ростов Девелопмент+» (связана с работающим на материковой России ООО «Ассорти-Юг»). Хозяева «Ассорти-Крым» на связь не выходят.

Счастливо оставаться!
Если «Ассорти» реально уйдёт из Крыма, то регион потеряет единственную торговую сеть, зашедшую в Республику Крым с материковой части России, пояснил ForPost председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев.
По его мнению, основной трудностью, с которой столкнулась продуктовая сеть в Крыму, — высокая арендная плата. Из-за неё страдают не только магазины «Ассорти», но и представители местных сетей.

«Есть и другие сети, которые уходят по причине того, что собственники определяют арендную плату, несоизмеримую с бизнесом продовольственного сетевого ритейла (розничной продажи товаров конечно потребителю — прим.), — пояснил Макеев. — Что касается «Ассорти», то, по данным поставщиков, она очень слабо конкурирует с существующими здесь сетями».

Кроме того, магазины «Ассорти», по словам Сергея Макеева, проигрывали и по качеству обслуживания.

«Я неоднократно получал обращения от покупателей с жалобами на просрочку и даже просто на хамское отношение к покупателю», — посетовал он.

Ещё по теме: За едой на материк: цены Севастополя «обогнали» краснодарские

Ожидать прихода на освободившееся место других крупных российских сетевиков тоже не приходится.

«Мы под санкциями, — напомнил председатель ассоциации «Торговля Крыма». — А крупные сети, которые имеют тысячи магазинов по России, — это, как правило, акционерные общества, в которых часть акционеров не резиденты . Естественно, они не будут совать головы в петлю, чтобы развиваться здесь».

Ещё по теме: Закон Яровой о продуктах поссорит производителя и магазин

Помимо санкционных подлянок, развитие торговых сетей на полуострове затруднено из-за неповоротливого российского законодательства, оно, как пояснил Сергей Макеев, не всегда применимо к крымским реалиям.

«Ограничение сроков возврата поставок, другие специфические моменты — это проблемы конкретного бизнеса и на законодательном уровне решать их, я считаю, нецелесообразно: депутаты в Госдуме принимают решения, ориентируясь на Москву, где сетевой ритейл занимает 80% рынка. А в Крыму это — 20%, то есть подходы должны быть разные», — считает специалист.

Ещё по теме: Не Крымом единым: продуктовые сети отказались от полуострова

По словам Макеева, для того, чтобы сетевой бизнес сохранял рентабельность хотя бы на уровне 5%, компаниям приходится увеличивать наценку. Сейчас в среднем она составляет в Крыму 35-40%, но уровень прибыли не только не растёт, но иногда и продолжает падать.

«Раньше половина продуктов была, по сути, товарным кредитом: хотите продаваться — выставляйте, продали — рассчитались. Российское законодательство такого не разрешает: не продал за 40 дней — плати деньги в любом случае. То есть менеджеры сетевиков вынуждены дробить партии, давать более частые и мелкие заявки, чтобы не попадать на деньги.

Это влечёт за собой увеличение затрат на логистику, возникает необходимость кредитования в банках, а кредитование идёт около 20%. В итоге мы с вами вынуждены платить больше, хотя сам бизнес остаётся в той же ситуации, если не хуже», — пояснил Сергей Макеев.

По его мнению, было бы лучше, если бы вопросы сетевой торговли отдали на откуп региональным властям, это позволило бы повысить эффективность рыночной экономики в регионе.

«Если мы хотим поднять экономику и «отбелить» рынок, то это как раз ритейл, потому что там все, как минимум, НДСники, все расчёты ведут по безналу. А когда у нас 70-80% продуктов питания идут через мелочёвку или вообще через незаконную торговлю, то какая экономика будет это вытягивать?» — заключил председатель ассоциации «Торговля Крыма».

Наталия Назарук

Фото автора

Еда
6,23 млн интересуются