В предыдущих материалах были описаны основные недостатки цепного и недостатки ременного приводов ГРМ. В автомобилестроении также применяются и зубчатые шестеренчатые передачи газораспределительного механизма. Такой привод применяется, в основном, в V-образных двигателях большого рабочего объема в связи с значительными передающими усилиями. Одним из примеров является 10 цилиндровый V-образный турбо-дизельный двигатель от VW.
Особое внимание стоит уделить компенсационным шестерням (на рисунке они оранжевого цвета), точнее компенсационным устройствам, на которые эти шестерни установлены. Как работают эти устройства можно посмотреть на видео снизу.
Видео позаимствовано с www.youtube.com
Тем, кто, как и я, не знает немецкого языка - принцип их работы следующий. Распределительные валы установлены в алюминиевых головках блока цилиндров, а материалом модуля раздаточного механизма является чугун. Так как при нагреве алюминий расширяется в большей степени, чем чугун, возникает необходимость в компенсации зазора в зацеплении шестерен. Для этого и предусмотрена компенсационная шестерня (оранжевая), установленная в шарнирном корпусе между шестерней распределительного вала (синяя) и ведущей шестерней (черная) раздаточного модуля. При нагреве положение оси распределительного вала изменяется по отношению к модулю раздаточного механизма. Компенсационная шестерня перемещается совместно с шарниром устройства, поэтому боковые зазоры в зацеплении шестерен остаются неизменными.
Главными преимуществами такого привода механизмов по сравнению с другими являются:
- Отсутствуют явления, связанные с вытягиванием ремня или цепи ГРМ;
- Возможность передавать большие усилия при равных габаритах;
- Не нуждается в обслуживании.
Дизельный двигатель от одного европейского автогиганта, изображенный на иллюстрации снизу, имеет комбинированный привод механизмов. Из-за короткой цепи и набора стальных зубчатых шестерен, такая передача имеет высокий ресурс.
На изображении снизу также показан зубчатый привод ГРМ двигателя европейского спортивного автомобиля.
Спасибо за просмотр!