Найти в Дзене
ActivityEdu

Рациональное питание в школе: каким оно должно быть

Оглавление

Школьники, которые тратят много времени и сил на занятия, нуждаются в своевременном приеме пищи. Рационально организованное питание не только позволяет компенсировать энергозатраты детского организма, но и содействует его росту и развитию. Наша новая статья рассказывает о том, каким должно быть рациональное питание в школе.

Организация питания, СанПиН, Роспотребнадзор

Школьное питание организуется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (СанПиН 2.4.5.2409-08), за соблюдением которых следит Роспотребнадзор. Инспектора периодически проверяют качество и режим  хранения продуктов, обращая внимание на соблюдение сроков их годности, температурный режим и влажность, изучают меню и контролируют процесс приготовления и раздачи пищи. Кроме того, проверкой организации  питания учащихся занимается управляющий совет школы. 

В школах, где есть столовые, еда готовится непосредственно в пищеблоках. Школы с буфетами-раздаточными получают еду из школьных комбинатов питания. В буфетах таких школ имеется технологическое оборудование, которое позволяет подогреть пищу непосредственно перед подачей на стол. 

Необходимость и суть рационального питания

-2

Учащиеся ежедневно подвергаются умственным и физическим нагрузкам. Кроме того, в школьный период происходит интенсивный рост и развитие основных систем организма. Рационально организованное питание не только позволяет компенсировать энергозатраты организма, но и содействует его росту и развитию. При правильной организации школьного питания ученики гораздо меньше устают, у них дольше сохраняется высокий уровень работоспособности. Таким образом, получается, что рациональное питание положительно влияет не только на здоровье детей, но и на их успехи в учебе.

Рационально питание обеспечивает в рационе адекватное соотношение (сбалансированность) основных пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, поступление в организм с пищей  достаточного количества витаминов, макро- и микроэлементов. 

Для максимального сохранения в пище полезных веществ и витаминов используются щадящие режимы приготовления, к которым относятся варка, запекание, тушение и приготовление на пару, запекание. Жарка продуктов не допускается. 

Режим питания

-3

Большое значение имеет режим питания. Для каждого класса выделяется определенное время посещения столовой. Для школьников организуется двухразовое горячее питание, включающее завтрак и обед. 

Продолжительность приема пищи должна занимать не меньше 20 минут. Промежутки между приемами пищи не должны превышать 3,5–4-х часов, что обеспечивает хорошее переваривание и усвоение пищи и исключает появление чувства голода.

Для учащихся второй смены, а также ребят, которые много времени проводят в школе, организуются полдники. Полдник необходим детям, которые остается в группе продленного дня, посещают занятия кружков и секций.

Меню

-4

Обязательным условием рационального питания является разнообразие меню. Вот почему не следует повторять одни и те же блюда в течение одного дня и на протяжении нескольких дней. Меню должно быть разнообразным не только по набору продуктов, но и по способам их обработки. Надо отдавать предпочтение свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термообработке, к которой относится разогрев замороженной пищи.

Ежедневно в рацион следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, ржаной и пшеничный хлеб, сахар. 2–3 раза в неделю можно давать школьникам рыбу, яйца, сыр, творог и кисломолочные продукты.

В меню обязательно должны входить свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты.

При составлении меню следует обращать внимание на сочетаемость продуктов. Например, после молочного супа нельзя подавать рыбное блюдо. 

Завтрак, обед, полдник

-5

Завтрак состоит из закуски (салата), горячего блюда (молочной каши, супа, омлета, сырников или запеканки) и горячего напитка (чая, какао, компота). Кроме того, в завтрак рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску (например, салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови или свеклы с добавлением свежей зелени), суп (овощной, мясной или рыбный, суп с крупой или макаронными изделиями, рассольник ) второе блюдо (горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром из овощей или круп) и сладкий чай, кисель или компот.

Полдник состоит из молока, кисломолочного продукта, киселя или сока с булочным или кондитерским изделием. Помимо этого, желательно давать ребятам фрукты.

Дополнительное питание

-6

Наряду с основным питанием в течение всего учебного дня в школе организуется работа буфета, в котором могут продаваться хлебобулочные изделия (желательно с отрубями и из цельного зерна), кондитерские изделия: пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли (в ограниченном количестве), сухие крупяные завтраки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, а также блюда и выпечка собственного приготовления: салаты и винегреты, сосиски отварные с гарниром, сосиски, запеченные в тесте, пицца школьная. горячие бутерброды (например, с сыром или вареной колбасой), мучные кондитерские изделия.

Недопустимые продукты

-7

В питании учащихся запрещается использовать: кулинарные жиры, свиное и баранье сало, другие тугоплавкие жиры, маргарины (их наличие допустимо только в составе мучных изделий); уксус, горчицу, хрен, красный и черный перец, острые соусы и приправы, кетчупы, майонез; творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки; грибы и приготовленные из них продукты; пирожные и торты с кремом; ядро абрикосовой косточки, арахис; кондитерские изделия с большим содержанием сахара, карамель, жевательную резинку; чипсы, гамбургеры и чизбургеры; сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; блюда, изготовленные из мяса, птицы и рыбы, не прошедших тепловую обработку; окрошки и холодные супы; холодные напитки и морсы из плодов и ягод без термической обработки. Кроме того, не рекомендуется давать детям и подросткам натуральный кофе, газированные и тонизирующие напитки, квас.

Каждый школьник должен знать

-8

Классные руководители могут воспитывать у ребят в начальной школе культуру поведения за столом, формировать знания о полезных продуктах и содержащихся в них веществах, о пище, которая является вредной для здоровья, рассказывать ребятам о роли рационального питания в жизнедеятельности школьника. Можно организовать костюмированный праздник или концерт, на котором каждый из детей будет представлять какой-нибудь овощ или фрукт. Ребенок может не только петь соответствующую песенку или читать стихотворение, но и рассказывать о пользе овоща или фрукта, в роль которого он исполняет. Интересные задания и игры помогают детям лучше осваивать знания, необходимые для формирования установки на здоровый образ жизни.

Спасибо Вам за то, что прочли данную статью! А если Вам понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!
Еда
6,93 млн интересуются