Найти в Дзене
ItodorTV

Нарова. Отлов производителей лосося.

Когда в кругах рыболовов речь заходит о восстановлении популяции того или иного вида, то многие тут же «находят решение»: нужно просто выпустить малька и дело сделано. Но, если бы всё было так просто. И программы поддержание популяции балтийского лосося в нашем регионе - самый яркий тому пример.

Балтийский лосось, пожалуй, самый ценный из обитателей наших водоёмов, «официально» нерестится только в трёх наиболее крупных реках, впадающих в Финский залив. Почему «официально»? Потому, что есть ещё несколько менее значимых, в которых тоже сохраняется (пусть и не устойчивая) популяция этого вида. Названия этих рек известны всем, кто хоть немного интересуется данной темой: Нева, Луга и Нарова.
Популяция лосося в основных реках сохраняется в значительной степени за счёт искусственного зарыбления. Для чего на берегу каждой из рек был построен специальный «завод», на территории которого сперва инкубируют, а после и выращивают молодь лосося, перед последующим выпуском в реку.

-2

Причём, если в Луге всё ещё сохраняется и естественный нерест. В Неве считается, что его нет, но в силу характера реки определить это на 100% практически невозможно. С Наровой всё более понятно. Понятно, но вовсе не просто.

Ещё в 1955 году плотина Нарвской ГЭС перекрыла русло реки, преградив путь дикой популяции балтийского лосося, испокон веков нерестившейся в Нарове. Тем самым фактически поставив крест на популяции этой рыбы, в некогда очень рыбной реке.
В тот же период и был построен «Нарвский рыбоводный завод». Задача которого была тогда и остаётся по сей день - поддерживать популяцию балтийского лосося в Нарове. И не имея возможности для естественного нереста, вся существующая популяция этой рыбы сегодня имеет «искусственное» происхождение.
Малёк лосося не появляется из ниоткуда. Для этого нужна качественная оплодотворённая икра. А чтобы получить её в акватории реки каждую осень проводят отлов производителей. Взрослых особей вернувшихся в ту реку, в которую когда-то 15-25 см рыбками они были выпущены. Проведя несколько лет в Балтийском море, набрав веса и сил лосось возвращается. Ведомый самым сильным инстинктом всего живого на земле - инстинктом размножения.

-3

Я много раз принимал участие в выпуске молоди лосося в разные реки Ленинградской области. Но никогда мне не удавалось попасть на отлов производителей. Событие куда более интересное и эффектное. К счастью в этом году такая возможность появилась. В значительной степени благодаря приглашению Заместителя начальника ФГБУ « Главрыбвод»-начальника Северо-Западного филиала. - Дмитрия Юрьевича Шмидта.
Дело в том, что в учреждение (под контролем которого и находятся так называемые «рыбоводные заводы» региона) проходят большие реформы. И взят курс на максимальную прозрачность и открытость. Что и позволило мне оказаться в одном из наиболее закрытых мест Ленинградской области - на берегу реки Нарова, Ивангороде. Рекой, которая является фактической границей между Россией и ЕС (левый берег реки - территория Эстонии).

Река Нарова. Левый берег - территория Эстонии. Правый - Российский. Граница проходит по руслу реки. Ловля лосося на российской территории полностью запрещена. В Эстонии ловить его можно по лицензии.
Река Нарова. Левый берег - территория Эстонии. Правый - Российский. Граница проходит по руслу реки. Ловля лосося на российской территории полностью запрещена. В Эстонии ловить его можно по лицензии.

Зачем отдельный завод?
Первый вопрос, который напрашивается сам собой: зачем создавать отдельный завод для каждой реки? И почему бы не выращивать рыбу для всех рек в одном месте? Кто-то думает, что дело в логистике, но это не совсем так. Главная причина: необходимость сохранения «чистой» популяции рыбы конкретной реки. Хотя фактически речь и идёт об одном виде salmo salar, этот вид имеет свои уникальные отличия популяций каждой реки. Т.е., в данном случае вернее говорить не «балтийский лосось», а лосось «лужский», «нарвский», «невский», «реки Кумийоки», «Торнеойоки» и тд.

Река Луга. Едениственная из крупных рек, где сохраняется дикая популяция балтийского лосося
Река Луга. Едениственная из крупных рек, где сохраняется дикая популяция балтийского лосося

Более того, сперва икра, а после и малёк до момента выпуска живёт в проточной воде. Фактически рыбе создаются условия близкие к естественным. С точки зрения состава воды, её проточности, насыщенности кислородом и тд. Химический состав воды тоже имеет очень большое значение. И забор воды, разумеется, берётся в родной реке. Никто точно не знает, как лосось находит дорогу домой и возвращается в родную реку, преодолевая тысячи километров; по одной из версий именно «вкус» (химический состав) воды является главным ориентиром.
Таким образом и удаётся сохранять популяцию рыбы конкретной реки. Впрочем, далеко не всегда и не везде это правило действует на 100%. Там, где популяция была утрачена полностью, лосося восстанавливали используя малька из других мест. Самый яркий и успешный пример ещё одна крупная река, впадающая в Финский залив с противоположной от Наровы стороны - река Кумийоки на территории Финляндии.
Когда-то популяция балтийского лосося в этой реке была полностью утрачена. И восстановить её удалось благодаря нашему Невскому заводу. Т.е. лососи рек Кумийоки и Нева в значительной степени очень близкие родственники.

Лосось после отлова некоторое время находится на "передержке", где дозревает, прежде чем отловленных рыб начнут "доить"
Лосось после отлова некоторое время находится на "передержке", где дозревает, прежде чем отловленных рыб начнут "доить"

Зачем ловить рыбу?
Во многих случаях, когда речь идёт об аквакультуре, биоматериалы для получения малька (молока и икра) получают от так называемого «маточного стада». Т.е. крупных особей, которые содержатся в садках постоянно. И у некоторых моих товарищей рыболовов возник вопрос: зачем отлавливать рыбу в реке, когда можно содержать такое «маточное стадо»!?
Во-первых, содержание необходимого объёма - дело затратное. Для него нужно место, его нужно кормить и тд. Но не это самое главное. Рыба, которая значительную часть жизни провела в естественной среде. Сама охотилась, совершила протяжённую миграцию (согласно некоторым исследованиям лососи из Наровы были замечены даже у берегов Дании), набрав веса сумела вернуться обратно в родную реку. Говоря простым языком: обладает лучшей выживаемостью и способностью к воспроизводству. Икра и молока таких рыб гораздо более жизнеспособна. Так же, как и рыба от естественного нереста, как правило, более сильная и развитая. Об этом знает практически каждый, кто увлечён ловлей лосося в Балтийском море.
Таким образом, получение икры и молоки от таких особей позволяет добиваться лучших результатов и получать более жизнеспособную молодь. Повышая и эффективность всей работы.

Директор Нарвского рыбоводного завода (справа) Роман Ринер принимает активное участие в рабочих процессах. В данном случае из садка, где на дозревании находятся несколько десятков самок изымают мёртвую рыбу.
Директор Нарвского рыбоводного завода (справа) Роман Ринер принимает активное участие в рабочих процессах. В данном случае из садка, где на дозревании находятся несколько десятков самок изымают мёртвую рыбу.

Оценка результатов.
Скептики любят судачить на тему того, как мал процент возврата и выживаемости выпускаемой рыбы. Хотя в действительности, никаких точных цифр на которые можно было бы опираться нет. И в той же Нарове не ведётся точный учёт возврата рыбы. Который бы позволил оценить эффективность выпусков достаточно точно. Можно лишь ориентироваться на косвенные данные. К примеру, сам факт отлова производителей осенью.
Ежегодная квота на отлов лосося, необходимого для работы завода позволяет изъять около 1,5 тонн рыбы. Этого количества достаточно для получения икры и молоки необходимой для выполнения плана - выращивания того количества малька, которое планируется выпустить в реку. Не буду углубляться в точные расчёты. Скажу лишь, что в этом количестве соотношение самок и самцов неравномерно. А количество икринок соответствует приблизительно:1000 штук на килограмм веса рыбы (самки).

//впрочем, при закладке икры подсчёт ведётся более точный//

Отлов имеет и ещё одну прикладную функцию. Он позволяет оценить не только количество, но и соотношение самцов и самок, а так же средний вес рыб. Надо сказать, что рыба в реку приходит неравномерно. Первыми заходят самцы. Самки появляются позже. Мой приезд как раз совпал с началом захода самок.
Самцы в среднем существенно меньше самок. Около 3-3,5 кг против 7-9 кг для самок. Впрочем, наиболее крупные особи весят существенно больше. Самцы встречаются весом и около 10 кг. Что касается самок. То при моём участии было поймано несколько весом более 11 кг. Самая крупная потянула на 12.7. Через пару дней после этих событий была поймана ещё более крупная самка весом 15,5 кг.

Эта самка среднего веса. Порядка 8-9 кг. Только в моём присутствии было поймано несколько весом более 11 кг, а самая крупная 12.7, но и это далеко не рекорд сезона. Вообще балтийского лосося всегда отличал довольно крупный размер, что делает его особенно привлекательным для любительского рыболовства.
Эта самка среднего веса. Порядка 8-9 кг. Только в моём присутствии было поймано несколько весом более 11 кг, а самая крупная 12.7, но и это далеко не рекорд сезона. Вообще балтийского лосося всегда отличал довольно крупный размер, что делает его особенно привлекательным для любительского рыболовства.

Для любителей ловли троллингом лосося в Балтийском море эти цифры не такие уж грандиозные. Встречаются рыбки и 20+ и даже за 30 кг. Однако для тех, кто ловит лосося нахлыстом, например, на реках Кольского полуострова рыба 10+ - это 100% трофей. И есть немало рек, где средний вес лосося существенно меньше. (например, знаменитая Варзуга)
Это я к тому, что не в эфемерном будущем, а прямо сейчас Нарова представляет очень большой интерес для любительской рыбалки. Правда... в данный момент ловля лосося находится под очень строгим запретом. Но это другая история!

Отлов лосося ведётся глубокой ночью. Поскольку именно в этот период возможно остановка работы нарвской ГЭС. На фото уже завершающая стадия. Взвешивание улова. Слева директор Нарвского рыбоводного завода Ринер Р. О., по центру главный рыбовод завода Сергей Еремеев. Справа инспектор рыбоохраны, фиксирующий результаты отлова.
Отлов лосося ведётся глубокой ночью. Поскольку именно в этот период возможно остановка работы нарвской ГЭС. На фото уже завершающая стадия. Взвешивание улова. Слева директор Нарвского рыбоводного завода Ринер Р. О., по центру главный рыбовод завода Сергей Еремеев. Справа инспектор рыбоохраны, фиксирующий результаты отлова.

Как ловят?
Сам метод незамысловат. Обычные многостенные сети с крупной ячеёй. Задача не просто поймать рыбу, но и не слишком травмировать её. Зачем? Объясню чуть позже. Гораздо интереснее не то «как» в смысле метода, а «как» в смысле условий.
При рыбном заводе есть бригада умелых рыболовов. Кто отлично управляется с орудием лова и знает, как сделать всё правильно. Не просто поймав, но и привезти живую и не травмированную рыбу.
Ловля происходит ночью. По заранее согласованному графику Нарвскую ГЭС останавливают на несколько часов. Что даёт возможность рыбакам подойти предельно близко к месту сброса воды и выставить сети именно там. Дело в том, что как раз в этом месте концентрация рыбы наиболее высокая. Но ловить её, когда ГЭС работает в обычном режиме невозможно. Мощный поток воды просто не позволит сделать это. Такое вот «сотрудничество». Ведь вся эта работа стала необходимой по вине ГЭС и её плотины. Правда, как со мной поделились сотрудники завода, готовность идти навстречу не распространяется на счета за электроэнергию. Их выставляют согласно общим тарифам.
Итак. Выставив несколько порядков сетей, рыбаки практически сразу начинают их снимать. И вся «рыбалка» занимает от силы 2-2,5 часа. За это время удалось поймать 28 самок весом от 6,5 до 12,7 кг и 14 самцов весом 3-4 кг. Это ли не те красноречивые цифры, которые и подтверждают эффективность работы? Ведь в условиях невозможности естественного нереста абсолютно все эти рыбы были несколько лет назад выпущены в реку 20 сантиметровыми смолтами. Круг замкнулся.

-10

Что дальше?
А дальше рыбу помещают в специальные садки, где она проводит ещё некоторое время под чутким присмотром главного рыбовода Нарвского рыбоводного завода - Сергея Еремеева. Иногда только что пойманные самки сразу готовы отдать икру. Но чаще всего рыбе ещё необходимо «дозреть». Ну, а Сергей с коллегами ежедневно проверяют насколько готова рыба. Получив икру начинается следующий этап - инкубации. Об этом я расскажу в следующий раз.

Ивангород был и остаётся закрытым и попасть сюда просто так практически невозможно. Вокруг любого закрытого места всегда ходят много слухов и домыслов. Чуть позже я поделюсь репортажем об этом месте и моём впечатлении о нём.
Ивангород был и остаётся закрытым и попасть сюда просто так практически невозможно. Вокруг любого закрытого места всегда ходят много слухов и домыслов. Чуть позже я поделюсь репортажем об этом месте и моём впечатлении о нём.

Острые вопросы.
Их много, но чаще других звучат два. Первый особенно часто: зачем всё это? Зачем выращивать и выпускать лосося, если его ловить нельзя? К слову, с Эстонской стороны ловля лосося разрешена. Для этого необходимо лишь приобрести лицензию. И хотя я не видел поимок, самих рыбаков не только на берегу, но даже и на лодках было предостаточно. Эстония вот уже несколько лет, как прекратила свою программу поддержания популяции и молодь в реку не выпускает. Объяснив это тем, что у рыбы нет возможности для естественного нереста, а значит с точки зрения восстановления популяции это не имеет смысла.
Мы выпускаем около 150 тыс мальков каждый год. Все они почти сразу оказываются в акватории Финского залива, устремляясь в Балтийское море. И какая-то часть определённо становится объектом ловли рыбаков из других государств.
Насколько всё это справедливо? Вопрос сложный. В любом случае, адресовать его уж точно следует не сотрудникам «Главрыбвода». Свою работу они, как видно, делают достаточно ответственно и хорошо. А что касается разрешений и правил - это компетенция совсем других органов и структур. Но можно быть уверенным, если завтра столь долгожданный лицензионный лов лосося всё же будет разрешён - рыба в реке есть уже сейчас.

Проехав по всем окрестностям я видел около десятка рыбаков на берегу и несколько лодок. Но все они были с противоположной, эстонской стороны. На российской стороне я не увидел никого, кто бы ловил рыбу.
Проехав по всем окрестностям я видел около десятка рыбаков на берегу и несколько лодок. Но все они были с противоположной, эстонской стороны. На российской стороне я не увидел никого, кто бы ловил рыбу.

Много разговоров и слухов ходят на тему того, что вся эта история с отловом - сплошь заработок на продаже рыбы. И слухи, конечно, не рождались на пустом месте. О чём вполне открыто говорят и сами представители завода. Например, в не таком уж и давнем прошлом отловом производителей занимались ни одна (как сейчас) бригада, а несколько. При этом привозили на берег существенно меньше рыбы. От чего весь период отлова растягивался на большее время. И с высокой долей вероятности можно предполагать, что значительная часть реально пойманного лосося шла на продажу. Что, впрочем, особенно и не скрывали местные жители. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Бригада по отлову всего одна и работает под контролем представителей погранслужбы и рыбоохраны. Весь улов чётко фиксируется в соответствующих протоколах. Более того, представители рыбоохраны регулярно меняются. Сделано это для того, чтобы инспекторы не могли устанавливать коррупционных связей на месте.
Не стану ничего утверждать наверняка, но за время моего пребывания в Ивангороде я не видел ни одного рыболова с российской стороны. И на вопрос местным жителями: «можно ли купить лосося?» - неизменно встречал удивление и категоричный отказ. Более того, даже та рыба, что отлавливается по квоте для завода лишь формально может быть продана. Фактически никаких чётких регламентов для этого нет. Но и это вопрос точно не к Нарвскому рыбоводному заводу или Главрыбводу.

-13

В условиях современного мира, антропогенного влияния на природу многие виды рыб находятся под угрозой исчезновения. Где-то популяции оказались полностью утрачены и поэтому позитивное изменение ситуации зачастую невозможно без искусственного зарыбления. Но делать это необходимо с учётом множества важных факторов. Как бы там ни было, но если бы Нарвский завод не существовал и не функционировал, то и лосося в этой реке не было бы вовсе и уже очень давно.

Проект «Bridge for salmon» важной частью которого я являюсь в основе своей направлен на естественное восстановление диких популяций. Такой же позиции придерживаются и коллеги из международной организации CCB (Коалиция Чистой Балтики). Такая позиция в значительной степени связана с опасениями в связи с возможными рисками подорвать естественное генетическое разнообразие лососевых, а также занести паразитов и болезни, неспецифичных для дикого лосося. В первую очередь это означает, что вопросами искусственного зарыбления должны заниматься компетентные специалисты из государственных структур.

-14

UPD. На момент публикации этого материала отлов производителей для всех заводов региона уже завершён. И можно сделать определённые выводы по результатам. На фоне очень хороших показателей в Нарове и Неве пришли довольно тревожные новости с берегов Луги. Которые стали продолжением в череде и других. Вскоре я опубликую более подробный репортаж о ситуации в целом, а пока мы с нашей командой решили разобраться в ситуации на реке Луга.

#bridgeforsalmon #wearethebaltic
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Все фото автора (с)
Следите за обновлениями и анонсами в Instagram @ItodorTV