Найти тему
Remont1969

Артиллерийский тягач по Французски. Часть 1.2. Tracteur Panhard K 13. 1915. Легкий артиллерийский тягач.

К 1914-му году французские производители предложили военным по крайней мере несколько полноприводных колёсных грузовиков для артиллерийских нужд. Машины, показанные в 1913-1914 годах, были большим и мощными, но тягать нужно было не только тяжелые артсистемы, но и полевую артиллерию. Французы, как никто в Европе, собирались вести маневренную войну с единой пехотной пушкой. Предложенные тягачи Панар К11, Латил ТАР и Рено ЕГ, были мощны и относительно медлительны - "тяжелыми". Фирме Панар был заказан "легкий" тягач, который фирма и предложила в 1915 году. История "легкого" тягача Панар К13 в этой статье.

Tracteur Panhard K 13 (28HP)/Tracteur Châtillon-Panhard SK4F-KU type K13/Артиллерийский тягач Панар К13 с двигателем SK4F-KU.

Страна: Франция

Производитель: Société des Anciens Établissements Panhard et Levassor

Год выпуска: 1915-1919

Кол-во выпущенных: 694

Вес пустого: 5 000 кг

Полный вес: 7 000 кг

Двигатель: SK4F-KU, 4849 см3, 28 HP

Экипаж: 2

Эта статья продолжение рассказа о полноприводных грузовиках и тягачах Франции во время Первой мировой войны. Начало рассказа о первой серийно полноприводной машине здесь: Артиллерийский тягач по французски. Часть 1.1. Tracteur Châtillon-Panhard K11. 1913. Серийный полнопривод.
-2

Получив задание от военных сделать "легкий" тягач, специалисты фирмы Панар-Левассор основательно переработали конструкцию шасси "тяжелого" тягача Châtillon-Panhard К11, использовали новый двигатель меньшей мощности, на треть метра уменьшили колесную базу, учтя замечания военных, переставили лебедку в задний свес и оснастили автомобиль закрытой с боков кабиной. Проект машины был показан военным весной 1914 года, но первые прототипы появились только в июле 1915 и осенью этого года началось серийное производство.

-3

В качестве двигателя использовали вариант новой серии двигателей SS - sans-soupape - бесклапанных - SK4F с объемом цилиндров 4849 см3 и мощностью 28 л.с. В 1910-м году фирма Panhard & Levassor приобрела у американского изобретателя Найта права на изготовление двигателей с гильзовой бесклапанной системой газораспределения, позволявшей снимать повышенную мощность и обеспечивать надежность работы и пониженные вибрации у двигателя. Именно такой двигатель модели SK4F был установлен на тягач К13.

-4

Обозначение SK4F для машин Панар расшифровывается следующим образом: SK относится к новым двигателям бесклапанного типа (K-Knight), 4 - количество цилиндров, F - размер цилиндра - 100х130 мм.

Двигатель того же типа SK, но меньшей размерности.
Двигатель того же типа SK, но меньшей размерности.

Привод колес был основательно переработан с целью снижения потерь в шестеренчатых передачах. Из кинематической схемы были выброшены все промежуточные поперечные валы. От центральной распределительной коробки наклонные валы приводили напрямую оси колес, благо коническая передача это позволяет. В "лёгких" тягачах снова вернулись к полноуправляемой схеме с использованием рычагов. Колесная база для "легкого" тягача уменьшилась с 3,32 до 3,0 метров, а ширина колеи с 1,45 до 1,40 м.

Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007
Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007

На заводе Панар-Левассор Panhard К 13 пришел на замену "тяжелого" тягача К 11 на конвейере с перерывом в производстве с февраля по август 1915 года. И хотя общая идеология построения машин была одинакова, у них не было унификации. Главной причиной снятия К11 с производства стала не просто замена её на более совершенную, так как К13 была тягачом другого класса, а военная целесообразность. Панар К11 оказался хуже в эксплуатации, чем Latil TAR (40 НР) и Renault EG (50 НР), которые "выиграли войну" против Panhard. В итоге военные отказались от Панаровского "тяжелого" тягача, и фирма сконцентрировалась на более легкой модели.

-7

Первый "трактор" К 13 военного производства был представлен на войсковые испытания в июле 1915 года, затем с сентября 1915 года на заводе Панара начался серийный выпуск, который продолжался до начала 1919 года. Машины отправляли в артиллерийские полки, оснащенные тяжелой и средней артиллерией. Здесь медлительность тягачей Панар была не особо заметна, так как и сами пушки были не предназначены для возки со скоростью сильно превышающей скорость идущей лошади.

Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007
Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007

Главным "конкурентом" Tracteur Panhard K 13 (28HP) в частях становится американский легкий полноприводный тягач Jeffery Quad, который был заказан и начала поставляться во французскую армию в 1915-м. Но заменить французский Панар они не смогли, да и сами военные подстраховывались, сохраняя собственное производство, вплоть до 1918 года основными тягачами во французской артиллерии оставались Panhard, Latil ТН, и самые удачные Latil TAR и Renault EG.

-9

Но для перевозки старых систем, таких как de Bange 155mm Long modèle 1877, de Bange 90 mm cannon (Mle 1877), Canon de 120 mm L modèle 1878, Obusier de 155 mm C modèle 1890, остававшихся еще в большом количестве на вооружении Франции, в особенности в корпусной и армейской артиллерии, требовалось, что то более легкое, чем классические 40-ка сильные тягачи. Даже сделав выбор в сторону а американского Квада, поставки которого должны были начаться только в 1916 году, военные потребовали поставить на производство и новый панаровский тягач, так как вопросы с соблюдением сроков поставки Квадов оставались, а военным тягачи были нужны уже "позарез". Это и стало причиной серийного выпуска Panhard К 13.

-10
Отличить визуально модель К 13 от более старшей и более крупной модели К 11 не так просто. У К13 отсутствуют хорошо заметные круглые элементы трансмиссии - "центрального моста" примерно в центре машины. Место водителя немного прикрыто гнутой сверху и по бокам защитой экипажа на всех машинах. Задний мост расположен точно под третьей секцией кузова. Но главным отличием от старшей модели является расположение лебедки в заднем свесе машины, тогда как у К11 барабан лебёдки спереди.
-11

В 1918 году легкие американские полноприводные тягачи Jeffery и Nash, поставленные в массовых количествах во французские войска, были массово переданы в состав частей возимой артиллерии, но "трактора" Панар К 13, как более медленные и сложные, оставили в составе обычных артиллерийских полков. Panhard К 13 остался самым незаметным полноприводным тягачом французской армии, хотя выпускался вплоть до 1919 года. 46 машин было выпущено в 1915 году, 72 - в 1916 году, 364 - в 1917 году и 21 - в 1918 году и 2 в 1919. Всего было выпущено 694 экземпляра этой машины.

Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007
Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007

Несмотря на то, что полноприводные тягачи от Латил и Рено стали самыми массовыми и известными на полях Первой мировой войны, тягачи, выпущенные на фирме Панар-Левассор, прошли всю войну, а часть из почти 800 машин Châtillon-Panhard дослужили и до начала второй мировой войны, хотя к моменту первых выстрелов находились на складах артиллерийских частей и так и не были применены в боях. Незаметная рабочая лошадка Châtillon-Panhard была первым шагом к настоящему армейскому грузовику.

-13
Эта статья часть цикла о французских военных полноприводных тягачах Первой мировой войны. Следующая статья о военных артиллерийских тягачах здесь: Артиллерийский тягач по французски. Часть 2. Schneider-Canet-Du Bocage 1903. Португальская артсистема на французских колесах.
Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007
Фото Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007

Источник:

Histoire De Guerre Blindés Et Matériel N 76, 04-05,2007

https://www.club-panhard-france.net/~clubpanh/Site/index.php/galerie-panhard/category/207-panhard-dans-la-grande-guerre?start=0

http://rbmn.free.fr/Tracteur_Chatillon-Panhard_1911.html