С вами Prevent Age LifeStyle School — школа подготовки специалистов по модификации образа жизни и немедикаментозному оздоровлению. Сегодня мы разобьем миф о фруктозе, как альтернативе сахару для людей с диабетом, снижающих вес и сторонников ЗОЖ.
В преддверии и после новогодних праздников, перетекающих в день Святого Валентина, 23 февраля и восьмое марта, помимо алкоголя, подсахаренных и неприлично богатых насыщенными жирами яств нас подстерегает ещё одна сомнительная перспектива. Фруктоза. И ладно бы мы получали ее с натуральными фруктами — это полбеды.
Чистый наркотик
С начала 70-ых годов растет потребление высокофруктозного кукурузного сиропа (high fructose corn syrup, HFCS). Его добавляют в хлеб, крупы, безалкогольные напитки, приправы, фаст-фуд, колбасу, ветчину и сладости.
Как пишет портал wikiHow, одна небольшая сеть из восьми магазинов в США отказалась от торговли продуктами с HFCS. Надеемся, и мы с вами доживем до такой осознанности в обществе.
Внедрение кукурузного сиропа на западе обусловлено финансовыми соображениями — данный подсластитель обходится дешевле обычного сахара. Но сэкономили, в итоге, на здоровье — во всем мире резко увеличилось количество людей с ожирением.
Эволюционно человек фруктозу употреблял, но наши предки получали ее вкупе с клетчаткой и микронутриентами, то есть в составе цельных даров природы. Сегодня же люди наедаются промышленными сладостями с рафинированной фруктозой, либо и вовсе используют ее как замену сахару.
Инсулина не требует, зато жир гонит
Как объясняет Андрей Гострый, глюкоза только на 20% метаболизируется в печени, и то под контролем инсулина. Из нее образуется немного триглицеридов (жиров, которые складируются организмом для энергетических целей преимущественно в жировой ткани) и глюкозы de novo (вторично синтезированной). Произведенный жир также идет на выработку гликогена — сберегающего глюкозу углевода, который гранулами откладывается в цитоплазме клеток печени и мышц.
Обработка же фруктозы на 100% происходит в печени без участия инсулина, так как остальные клетки организма не могут усвоить ее напрямую. И жира из нее получается гораздо больше.
Из 120 ккал глюкозы лишь 1 калория сохраняется в виде жира. Из такого же количества фруктозы — уже 40 ккал жира. То есть одна треть поступившего к вам фруктового сахара обязательно станет вашими лишними сантиметрами, что делает его самым жирогонным углеводом.
В среднесрочной перспективе фруктоза ещё сильнее повышает уровень инсулина, по сравнению с обычным сахаром. Делает она это через косвенные механизмы. Так, к метаболическим сбоям ведут нарушения процесса метилирования>>.
Опосредованные воздействия не учитывались при внедрении фруктозы как диабетического и оздоровительного продукта. Профессиональное сообщество интересовала, в первую очередь, скорость повышения глюкозы в крови. А при ее употреблении резкого скачка действительно не происходит, но за это мы расплачиваемся потом в трехкратном размере.