Родина картофеля — Южная Америка. Там до сих пор можно встретить дикорастущие виды этого растения. Культурным, это растение стало примерно 7-9 тысяч лет тому назад на территории современной Боливии. Индейцами Перу было выведено 200 сортов картофеля. Но они не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая его одушевлённым существом.
Утверждается, что в календаре инков существовал способ определения дневного времени: мерилом, которому служило время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу. То есть в Перу говорили: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление вареной картошки.
У ацтеков было множество рецептов приготовления картофеля. Его готовили в воде, очищали от кожицы и сушили на солнце. Полученный продукт смешивали с другими продуктами. Существовал ещё один метод приготовления. Клубни замораживали и топтали ногами, чтобы очистить от кожицы. Таким образом приготовленную смесь помещали в поток воды под прессом. Пятнадцать-двадцать дней спустя, полученный продукт сушили на солнце. Полученный продукт представлял собой чистый крахмал, который они могли использовать для приготовления пудры (для волос), применялся для приготовления джемов, муки и добавки к другим блюдам.
Однако покорение Европы картофелю далось непросто. Сюда он попал только после завоеваний и исследований испанцами Южной Америки во второй половине XVI века. И был сначала принят за декоративное растение, причём ядовитое. На протяжении многих лет он считался непригодным для употребления в пищу, а лекари даже считали его разносчиком опасных болезней и причиной кратковременной потери рассудка. К примеру, во Франции земляное яблоко (так когда-то называли картошку) восприняли крайне недружелюбно и отнесли его к грубой тяжелой пище, подходящей только для «крепких» желудков.
Английское слово картофель (potato) происходит от испанского patata, который в свою очередь происходит от слова batata ("сладкий картофель"). Русское слово картофель произошло от немецкого Русское слово «картофель» произошло от нем. Kartoffel, которое, в свою очередь, произошло от итал. tartufo, tartufolo — трюфель
Целых два столетия картофель, вернее его цветки, использовалось исключительно в качестве украшения. Так продолжалось до 1755 года, когда во Франции вспыхнул массовый голод. И Парижская академия размышляла, как его побороть. Они объявили конкурс на альтернативные существующим продукты и пообещали приличное вознаграждение каждому, кто сможет такие назвать. Денежную премию получил парижский фармацевт и агроном Пармантье, по достоинству оценивший вкусовые качества картофеля и представивший его на суд ученых мужей.
В Ирландии настолько популярна стала картошки, что она в какой-то момент сильно вытеснила с полей другие культуры и когда в середине XIX века вдруг весь урожай картофеля поразила фитофтора ирландцев постиг крупный голод.
Клубни картофеля оказались эффективным средством против цинги, поэтому мореплавателями и во время золотой лихорадки на Аляске она ценились чуть ли не дороже золота
Первое появление картофеля в России относится к концу XVII века и связано с именем Петра Первого, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии для рассылки по губерниям для выращивания. Но диковинный овощ не получил распространения в России.
Из-за множества отравлений, вызванных употреблением в пищу плодов и молодых клубней, содержащих соланин, крестьянское население поначалу не приняло новую культуру. Лишь постепенно он получил признание, вытеснив из крестьянского рациона репу. Тем не менее ещё в XIX веке многие крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком» и считали грехом употребление его в пищу
Поначалу картофель считался экзотическим растением и подавался на стол только в аристократических домах. В 1758 году Петербургская академия наук опубликовала статью «О разведении земляных яблок» — первую в России научную статью о возделывании картофеля.
Новые государственные меры по распространению картофеля были приняты при Екатерине II: в 1765 году вышло Наставление Сената «о разведении земляных яблоков». Наставление содержало детальные рекомендации по разведению и употреблению новой культуры и вместе с семенами картофеля было разослано по всем губерниям. По сравнению с рожью и пшеницей, картофель считался неприхотливой культурой, поэтому его рассматривали в качестве хорошего подспорья в неурожай и в не хлебородных местах.
В «Хозяйственном описании Пермской губернии» 1813 года отмечается, что крестьяне выращивают и продают в Перми «отменно крупной белой картофель», однако к увеличению посевов относятся скептически: «Они всегда отвечать готовы, что им недостаёт времени и на посев нужного хлеба, кольми паче картофеля, который садить надобно руками».
10 марта 1834 г. Департамент уделов разослал предписание посеять картофель на казённых запашках как средство предотвращения голода в результате возможного неурожая зерновых. Данная мера встретила сопротивление крестьян, причём картофель зачастую уже был им известен, его самостоятельно сеяли на огородах, так что протесты были направлены именно против посадок картофеля на общественных запашках. В качестве причин недовольства указывалось:
· отсутствие посадочного материала («не дано семян для посева»);
· обременительность новой обязанности;
· отведённая земля для посадки картофеля неудобна, и он там родиться не будет;
· произвол местного начальства, которое под предлогом общественных посевов уничтожало личные приусадебные посадки картофеля и вымогало деньги за освобождение от этой повинности;
· слухи, что посеявших картофель на общественном участке «запишут под барина», то есть переведут в частновладельческие крестьяне.
В результате по России прокатилась волна «картофельных бунтов». Страх народа перед нововведениями усугубляли и некоторые просвещённые славянофилы. Они утверждали, что картошка «есть посягательство на русскую национальность, что картофель испортит и желудки, и благочестивые нравы наших искони и богохранимых хлебо- и кашеедов».
Тем не менее «картофельная революция» увенчалась успехом. К концу XIX века в России было занято под картофель более 1,5 млн га. К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания.
В пищу картофель крестьяне употребляют «печёной, варёной, в кашах, и делают также из него с помощью муки свои пироги и шаньги (род пирожного); а в городах сдабривают им супы, готовят с жарким и делают из него муку для приготовления киселей. Запеченную картошку очень любил А.С. Пушкин, он с удовольствием угощал этим простым блюдом своих гостей.
Картофель в современном мире едят во всех странах мира. Больше всего на душу населения картофеля производят и потребляют в Беларуси. Картофелеводство распространено во всех странах с умеренным климатом. Представить современный мир без картофеля невозможно. Существуют тысячи блюд из картофеля, и миллионы рецептов куда, так, или иначе входит этот корнеплод.