Найти в Дзене
Zima_snow

Бургундия для гурманов: как испечь тарт-татен, поболтать с мишленовским поваром и сделать гламурный глиняный горшок.

Жизнь редко, но все-же преподносит сюрпризы, приятные, даже невероятные. Например, командировка в Бургундию на фабрику керамики и гастрономическое путешествие одновременно. Мало информации про маленький городочек, в который едем, говоришь себе - "стоп", попробуй в путешествии отдаться на волю ветра, не готовиться к путешествию, и в этом случае реальность превзошла ожидания.

Шустрый фургон несется сквозь заснеженные Альпы от Женевы в Бургундию, дОма было почти десять тепла, здесь на зеленых дубах вата снега.

На склонах вдоль нашей дороги по Бургундии нет виноградников, только встречаются ушастые, чуть лохматые белые коровы ( как выяснилось, в этом регионе десятилетия назад, как и во многих во Франции, виноград погубила филлоксера, больше его в этих местах не высаживали/восстанавливали, и, основной доход и промысел - животноводство). Машинка выруливает к особняку из красного кирпича и песчаника: витиеватые перила крыльца, мозаичная плитка на полу. На табличках, прикрепленных к комнатам написаны имена постояльцев (почти великосветский прием!). Коллеги, восхищенные обстановкой, разошлись по этажам. Моя комната с тремя французскими окнами до пола, экстерьер дополняют внешние ставни с жалюзи и низкие решетки, интерьер - марокканские лампы, дубовые резные рамы зеркал и дубовые же гардеробы со странной наполненностью полками, совсем без вешалок, современная ширма.

Но, главное, вид из окна - огромный развесистый дуб, сад за ним, каменный старый забор, поленница дров, подстриженные розы под снегом. Аура Питера Мейля с рассказами о Франции и Ридли Скотта с "Хорошим Годом" где-то рядом. Мы в Марсиньи. Врывается морозный воздух через отрытые окна. Хватаюсь за фотоаппарат: не уверена в погоде - возможно кадров без дождя и в дневном свете больше не будет.

Дом, он, относительно новый - эдак 30-е годы ХХ. Домик рядом - там незаметно (их встретили только один раз) ютятся хозяева; поленница дров, сарай с садовой утварью и горшками, среди этого добра в гараже - почти антикварный белый ситроен дизайна 60-х. Беседка в саду, розовые кусты под снегом, остролист с очень рождественскими ягодами:)

Неуклюжая белка с огромного дуба перескакивает только со второй попытки.

Вечером мастер-класс французской кухни. Вначале "кулинары" стоят у стенки, наблюдая за поваром, но, желание кушать заставляет шевелиться (сам не приготовишь - никто не накормит:), и вот кто-то режет лук, кто-то вымешивает тесто, кто-то тушит ягнятину.

Одновременно готовим #тажин, печем хлеб, террин из печени, пробуем пирог-переветыш татин. Готовим все в керамической посуде: она не быстро нагревается, медленно и равномерно передает тепло пище, сочно и вкусно получается (словом, как в печке, вкусно, натурально, не микроволновка). Вынутый хлеб из духовки с хрустящей фантастической корочкой, ингредиенты только мука, дрожжи, вода, соль, сахар. На хлеб набрасываются (я столько хлеба как за эти дни не ела никогда в жизни - отказаться было невозможно), но повар Фредерик приносит к нему террин фуагра, вино ароматный сладкий сотерн. Сначала молчаливое восхищение от дегустиремого, потом под действием вина оттаиваем, и... Очень интересно, и москвичи, и девочки из Сибири и французы - все теперь болтаем без умолку.

Тажин тушится на медленном огне. Фредерик, внешне очень похожий на крота из мультфильма Дюймовочка, но только внешне - его молчаливая улыбка очаровывает. Он добавляет мед, обжаривает миндаль и посыпает блюдо сверху. Ароматы по кухне разносятся фантастические: ягнятина, миндаль согревают дальней Африкой (хотя во Франции не такой уж и дальний, всего лишь через Средиземное море).

Все уже сыты фуагра, но глаза голодные. После еще и тарт-татен (такой очень французский пирог - перевертыш, рецепт дам скоро - ждите), но он уже даже не смотря на настоящее ванильное мороженое съеден был только из уважения к повару!

После ужина гости разошлись по комнатам, а мы с Антоном, коллегой, решили не упускать время и пройтись в темноте по городку. Крошечный тихое селение: старые дома, без намека на современность, ставни-жалюзи, в редких светящихся окнах дубовые потолочные балки на потолке. Поздно, но колокол на церкви долго и громко отбивает на церкви часы, чтобы о Боге не забывали.

Поздний прохожий с собакой на улице нам: - Bonsoir!

Одичала я в своей Москве, даже не сразу поняла, что ко мне, с опозданием уже в спину: Bonsoir!

Комнаты в особняке не закрывались, и почему-то это никого не взволновало. Спали все как убитые. Раннее утро, еще с одной рассветной пташкой иду за кофе. Начали с Кариной хозяйничать на кухне. Сварили кофе: млеем. В 8 утра в боковую дверь входит дама лет 45, ногой в щель обратно заталкивая большую собаку, шикнув на нее.

На стол: круассаны, молоко, масло.

- Доброе утро!

- Доброе утро! Вы-хозяйка?

- Да!

- У Вас очень красивый дом.

- Это дом моего деда, теперь он мой. Вот Вам завтрак! Приятного аппетита!

- Спасибо, у вас очень уютно!

Дама исчезает, а мы тайно от всех пробуем специалитет этого городка - рулет с клубникой! Это фантастика. Заставили себя остановиться, так, чтобы что-то соседям досталось.

Где бы найти рецепт?

Утром - на фабрику.

В лаборатории фабрики Emile Henry
В лаборатории фабрики Emile Henry

Первое - лаборатория, экспериментальный цех по-нашему, хотя царит в нем Мишель один. Кувшины всех цветов радуги, глазури, печи, плиты. Все испытывается, бьется, нагревается, прежде чем продукция попадет на стол к потребителю.

При нас на раскаленную в печи керамику лили ледяную воду, бросали сверху специальные молоточки, керамике хоть бы что. Показали новую серию для индукционных плит, что есть круто и здорово, не могла себе раньше позволить керамику из-за плиты.Все цвета подбираются в соответствии с направлениями интерьерного дизайна: цвета для классических кухонь и для модерновых, форма также: фестоны и классические горшки для классики; необычные, но эргономичные для модерна.

Прошли в другой цех, в котором мастер вручную по эскизам-чертежам лепит, вырезает из гипса прототипы, никаких компьютеров.

Пыль гипсовая кругом, при этом порядок, все месье без респираторов, хотя, думаю, по требованиям ЕС все должно соблюдаться. Плевали они на это, удобно им так, так работали их отцы и деды, фабрике больше полутора веков. В другом цеху формы отливали, в которых потом будет заливаться глина, я спросила улыбающегося дядьку, сколько лет вы здесь работаете? Он сказал: 32. И другие около того. Лица счастливые, по атмосфере места другого и не скажешь. Вот так французской крошечный городок, горшки лепят для всего мира вручную, вполне счастливы. И руки у этих людей - руки работяг!

Дали мне вынуть глину из формы, чтобы не повредить, делают это при помощи сжатого воздуха. Сырой горшок как резиновый в руках, пластичный. Вынули, и у мастера на запястье есть печать-оттиск. Ставит он на полуфабрикат, еще не запеченный, и во всем мире эту партию можно будет найти, мастер отвечает за каждое изделие.

Про брак: около фабрики загончик, в котором свалены горшки с изъянами. Наша группа смотрела на них с вожделением:), но пока мы бродили, приехал минитрактор и все увез. Эх!:) брак тоже идет в переработку.

На последнем этапе нам выдали по заготовке и надели фартуки - дали покрасить в ведрах с краской. Я который раз убеждаюсь, что если взрослым людям выдать кисти, фломастеры, ножницы они превращаются в детей.

-7

Закончив с раскраской в яблочный цвет формы для мини - клаффути (кто-то назвал ее пепельницей), мы отправились к печи. Длиной 60 метров, с постепенным повышением температуры, она из своих недр выдает яркие блестящие горшки, миски, поддоны, кувшины. Я не сентиментальна: но восторг испытала. Красиво!

Дальше на выходе находится контроль качества: смотрят, стучат стальным шаром по глиняной утвари, проверяют на звук и трещины. То что звучит не так - "в топку". Укладывают в штабели, и горшки (горшками я их ласково называю: керамические кастрюли, формы для запекания, ромеркины, тажины и проч.) отправляются в магазины и рестораны всех стран мира.

Естественно после завода мы опустошили магазин при фабрике. Надрываясь тащили кастрюльки домой. Ничего не говорите! Это моя слабость.

Про рестораны:

кормили нас регулярно, вкусно, обильно. Вообще, мое скромное, но все же имеющееся, представление о французской кухне складывалось из крошечных порций ресторанов Парижа, вкуснейших блюд из морепродуктов в ресторанах Кассиса в Провансе, хлеба, вина и сыров.

Так вот в Бургундии, все это соединилось и усилилось удивительной для меня в связи с Францией обильностью пищи, культом хлеба и все это помножено на крайнее радушие и гостеприимство французов. Да, Париж - это не Франция, Франция - это не Париж. На южном берегу и в Париже снобизм присутствует и ощутим:( Что не скажешь про сельскую местность.

Надо отметить, что многое в поездке было для нас сюрпризом, как наш особняк, например.

Следующим сюрпризом был в удаленной сельской местности, на Луаре, этакий эталон слияния современности и сельского туризма: бывший птичник, или коровник, окна до пола, огромный камин, театральные трапециевидные люстры с битым стеклом, струганые доски, дизайнерские стулья и премиальная посуда, за окном большие белые коровы, ослики, хурма под снегом на деревьях висит. Выясняется, что мы в одном из ресторанов великого Мишеля Труагро Le grand Couvert Книжки тут его разложены.

Мишель Труагро
Мишель Труагро

Максимиум звезд - 3, не 5 - это не коньяк:)

Так вот ресторан месье Труагро в Руане имеет 3 звезды, тот в который приехали мы-это сельский ресторан.

Принесли игристое с долькой апельсина и кусочек киш-лорена. Подходит мужчина, спрашивает, откуда мы? Говорю, мы из Москвы, мужчина удивленно вскидывает брови,

- Вам нравится у нас?

- Спасибо, очень

- Как погода в Москве

- Плюс 10 - говорю

- Я только из Берлина, там тоже тепло, а во Франции снег - смотрит на снег за окном: мир сошел с ума! - улыбается - Я рад, что вам нравится! Вon appétit!

- Спасибо!

Мне французы говорят: это Мишель Труагро! Аааа!!! Вернитесь! Я его не узнала!

Месье Труагро уходил. Я подумала, все же великие люди есть великие люди, не снобизма, не высокомерия, просто колоссальная энергия и харизма. Мне приводилось видеть и чуть общаться с Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом - те же ощущения - простота и сила, уверенность!

-11

В меню все сезонные продукты. Я бы охарактеризовала бургундскую кухню как простую, но это внешняя простота, сытную (да, сытную, и это в Франции), но очень с самостными, натуральными вкусами продуктов, не убитыми приготовлением.

В день нашего пребывания началась продажа Божоле нуво, но как-то наша Полин нас отвела в сторонку, не надо, мол другие вина попробуйте. Мы и пробовали: нас кормили очень изысканно и вечерний ресторан на главной площади городка с пчелой-труженицей хозяйкой снова удивил.

Полуночничали мы при свечах в кухне особняка, по-прежнему пощипывая друг друга, по-прежнему не веря в происходящее.

-12

Снова на завтрак пирог с клубникой, чемоданы набитые французской керамикой загружаются в мини-вен и путь на Женеву.

На прощанье фотографировались с заснеженным рождественским остролистом.

Альпы поседели, холодно, погода меняется каждые 50 километров.

В машине решили вспомнить дорожные песни: кроме баранки с шофером мало что получилось.

Женева:

Нам назначена была экскурсия по городу. Дама в чернобурке с испанским именем, которое упоминать не буду, обозвали мы ее Донна Роза де Альвадорес. Бабка, прошу прошения, в чернобурке и в камнях с тихим голосом, диким акцентом отворачивалась от нас и вещала в сторону Женевского озера и водила руками по горизонту. Мы мерзли, ничего не слышали, жалели о потерянном времени, но поскольку собралась "гнилая интеллигенция", бабку никто осадить в ее самозабвенном маразме не мог. Но представился случай как раз во дворе здания Красного креста - мы вымолили о помощи, сказав, что нам нужна неотложка с немедленным согревом и обжигающим фондю. Бабка поняла правильно, но напряглась, что ей не заплатят. Бабке отсчитали, и пошли дегустировать фондю.

-13

Фондюшная в в самом центре, около ратуши, если не путаю. Никогда не пробовала: оригинальное блюдо - хоть я и экстремально сыроедная мышь, но этот вид извращения над сыром не оценила.

Оценила речную рыбу из Женевского озера. С рыбой непросто: работают на озере определенное количество рыбаков с лицензией, попасть в эту элиту непросто (практически, как стать нотариусом). Рыбу они ловят для всех рыбных ресторанов города, и поскольку вода прозрачнейшая, рыба-вкусная!

Женевское озеро и Монблан в туманной дымке - это лучшее, что есть в Женеве. Кристальнейшая бирюзовая вода, дивное обрамление ландшафтами, восхитительные закаты. Женева, как просто камушек в дорогой оправе. А сами драгоценные камни и часы практически в любой витрине ( как у нас сигареты, а у них "яхонты"), около каждой такой сокровищницы - вооруженный охранник.

Женева для меня - муха в янтаре, застыла где-то в семидесятых (стиль оформления отреставрированных зданий именно такой), чистая, лощеная, дорогая.

-14

Cookooclocks

Предметом потешения надо мной были часы с кукушкой. Я всю дорогу шумела коллегам про кукушку в качестве сувенира из Швейцарии, в результате нашла забавные звуковые магниты ку-ку часов. Вспомнилось детство с часами на кухне: кукушка механически куковала, тяжелые гири-шишки, которые вечно забывали перетянуть.

Здесь можно прочитать про Грузию

А здесь - как готовить тирамису