Несмотря на то, что у славян с силой огня были связаны многие языческие обряды и праздники, после принятия христианства отношения со стихией как с языческим идолом не закончилось.
Сохранилось описание одного немецкого путешественника, Адама Олеария, о том, как выглядели праздничные огненные забавы в XVII веке:
С разрешения патриарха за восемь дней до Рождества особые люди бегали по улицам с фейерверком и поджигали бороды мужикам. Кто не хотел расставаться с растительностью на лице, должен был заплатить копейку. Сами же поджигатели соблюдали технику безопасности и во избежание несчастных случаев вымазывали свои бороды мёдом.
Интересно и заметка о том, что было в основе зажигательной смеси: «Огонь они делали из особого порошка, который толкли из растения, называвшегося “плаунˮ».
В правление царя Алексея Михайловича летающие потешные огни оформлялись уже как специальное огненное представление. Но в царствование его сына, Петра I, фейерверки обрели особый масштаб и стали не только развлечением, но и мощным средством пропаганды реформ, нововведенного Нового года, прославления военных побед и торжеств в императорском Доме.
Петр I лично занимался изготовлением «потешных огней»: ракет, звезд, колес, шутих, огненных картин.
На протяжении XVIII–XIX вв. за устройство фейерверков отвечало артиллерийское ведомство. Начиная с 30-х гг. к составлению огненных проектов привлекали ученых Академии наук, в том числе М.В. Ломоносова. Их задачей было придумать сценарий, определить последовательность загорания пиротехнических средств, набор символов и эмблем. Одним из источников была книга «Символы и эмблемата», которая была напечатана в Амстердаме в 1705 году и включала в себя 840 эмблем.
Персонажи огненных действ, заимствованные из античной мифологии
и истории, служили своеобразным учебником по усвоению античного
культурного наследия. Аллегорические образы становились понятными для обширной аудитории россиян. Зрители ассоциировали образ Российской империи с образом величественного вида женщины или величественного храма, а райский сад – с образом процветающей России.
Алтарь с жертвенником – знак моления, благодарения и незабвенной памяти. Гранат – знак дружбы и приязни. Пальма или пальмовая ветвь – символ победы, изобилия, плодородия. Дубовый венок – аллегория заслуг, лавр – храбрости, мужества и бессмертия.
Техническое воплощение осуществляли офицеры – артиллеристы-фейерверкеры. Фейерверк – сложное и очень дорогостоящее зрелище. Изготавливались сложные механические приспособления, позволявшие извергать лаву огня, забурлить водную массу, привести в движение транспаранты с картинами, устроить в небе целые сцены сражений и т.д. Текст с пояснением сюжета огненного праздника печатался заранее и представлял собой своеобразную программу зрелища.
Лучшие фейерверки XVIII века
Гравюра с изображением фейерверка в честь заключения Кючук-Кайнаджирского мира, 1774 год
В 1774 году был заключён мир с Османской империей, по условиям которого Россия закрепляла свои позиции на Чёрном море. В честь этого события в Москве на Ходынском поле было устроено театрализованное действие с необыкновенными фейерверками. Сценарий к представлению писала сама императрица Екатерина II. На огромном пространстве поля были выложены песком очертания Крымского полуострова, возведены макеты крепостей, которыми обладала Россия на Чёрном море - Азов, Керчь, Еникале, выстроены павильоны в виде кораблей. Народ веселился в течение нескольких дней. Закончилось всё действие фейерверком, который вы и можете увидеть на гравюре.
В центре показан вензель Екатерины Великой. По бокам изображены архитектурные павильоны. Ведущие академики и учёные сочиняли сценарий, согласно которому художники и скульпторы выполняли различные декорации. На них размещали специальные огнепроводящие шнуры, а затем поджигали. Только представьте количество света, когда вспыхивали декорации, а затем небо озарялось тысячами ракет.
Фейерверк в честь Нового 1747 года
Какая новогодняя ночь без фейерверка? Вот и Новый 1747 год не обошёлся без него. На гравюре показаны декорации, которые были установлены в честь праздника. На них изображена богиня на вершине скалы, поражающая гигантов. Они мешают процветанию страны, и богиня Минерва с помощью своих добродетелей низвергает их. Это изображение - аллегорическое пожелание процветания империи и её народу в будущем году.
Для создания такой декорации скульпторы делали фигуры гигантов из папье-маше или дерева. В определённый момент представления в воздухе на специальных проводах возникала фигура Минервы. После удара богини вся скала и гиганты сгорали. Иностранцы удивлялись, что на одноразовые декорации тратились такие баснословные суммы денег, а порох ценился не больше песка.