В сумгаитских кафе и заводских столовых я не встречал людей, заказывающих себе полпорции первого блюда. А порция хлеба равнялась четверти буханки (булки). И если буханка хлеба весила чуть меньше килограмма, то порция хлеба весила больше двухсот грамм.
Поэтому первые мои поездки в командировки по России меня удивляли и напрягали. Народ брал себе на обед полпорции первого блюда и два хлеба. Два хлеба – это два ломтика хлеба общим весом грамм на 50 (в три раза меньше блокадной ленинградской нормы). И мне приходилось, преодолевая стыд и косые, как мне казалось, взгляды, покупать ломтиков десять хлеба (голод – не тетка).
Как-то, из Ярославля в Сумгаит прибыл не самый большой наш начальник (начальников-то везде хватает). В обеденное время отправились в заводскую столовую. Большие начальники по рабочим столовым не ходят. Отправились без предварительного инструктажа (это, признаюсь, мое, как общественного инспектора по Технике Безопасности, упущение).
На кассе ему пришлось трижды повторить, чтобы убедить кассира, что тот не ослышался: полпорции супа и два хлеба. Насчет хлеба вопросов не возникло: два хлеба – значит два хлеба. На выдаче первого блюда пришлось еще раз уточнять теперь уже повару: да, именно полпорции. Ну, а насчет двух хлебов вопросов не было: два хлеба – они и в Африке два хлеба (но, как мы знаем, не в Ярославле).
Теперь пришлось трижды объяснять приезжему начальнику, что два хлеба у нас равняется половине буханки (булки). Этого хлеба ему хватило бы на неделю, а зараз он столько не осилит.
Но мы его успокоили и подробно (лучше поздно, чем никогда) проинструктировали, объяснив, что излишки хлеба у нас не пропадают. Мы их сушим на сухари, которые, в свою очередь, используем на закуску при распитии спирта. А также похвастались, что кроме сухарей у нас на закуску есть и кусочки сахара, который мы употребляем систематически с традиционным азербайджанским чаепитием. Чай, в отличие от спирта, мы пили целыми рабочими днями. Это на первый взгляд кажется необычным: закусывать спирт сухариком или кусочком сахара. Прибывающие к нам в командировку ребята, как показала практика, уже на третий день привыкали к такой закуске, хотя ученые утверждают, что привычки вырабатываются в течение трех недель. И одновременно привыкали к тому, что спирт лучше пить чистый, а не разведенный. И полезнее и приятнее.
И не надо улыбаться, читая предыдущую строку, это я вам говорю как общественный инспектор по Технике Безопасности.
В моем столе, что на фотографии, был загашник для спирта. Как лицу, ответственному за технику безопасности, бригада решила взвалить на меня и ответственность за сохранность спирта. Даже проголосовали, чтобы мне не так обидно было. Демократия, блин. И при каждом удобном случае издевались надо мною.
Подходит, к примеру, вновь прибывший в командировку, ко мне:
- Саня! Мне бы пол литра спирта, - и протягивает деньги.
По нависшей в комнате тишине понимаю, что «народ к разврату готов». И уже набран воздух в легкие, чтобы взорваться хохотом.
- А ты слышал фразу «кавказское гостеприимство»? Тебе не сказали, что первую бутылку прибывшим я выдаю бесплатно? За счет бригады!
Кто смеется, кто ругается: - Какая бутылка?! За какой счет?!
В этой перепалке мне достается, конечно, больше всех. Против всей бригады не попрёшь. В помещении началась оживленная дискуссия, все понимают, что рабочий день закончился и начинается традиционная встреча гостя.