МОРКОВЬ С РАЗДВОЕННЫМ КОНЧИКОМ, ПРИПЛЮСНУТОЕ ЯБЛОКО, изогнутый лук-порей, картофель, напоминающий матрёшку, — этим ребятам не повезло вырасти каноническими красавцами, и хотя они не менее вкусны и полезны, чем их собратья «правильной» формы, почему-то куда чаще встречаются на забавных картинках, чем на рынке или в супермаркетах.
Так называемые косметические несовершенства — привычное явление в сельском хозяйстве: огромное количество продукции отправляется с грядки прямиком в отходы просто потому, что не соответствует стандартным представлениям потребителей об овощной красоте. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, около 40 % урожая фруктов и овощей по всему миру идут в отходы, и, как правило, это связано не с пригодностью или вкусовыми качествами продукции, а с её эстетическими дефектами.
До недавнего времени фермеры отдавали «уродливые» овощи на благотворительность, а о том, чтобы выгодно их продавать, не было и речи: это не встречало отклика среди реализаторов, ведь они привыкли думать, что конечный покупатель (то есть мы с вами) не желает видеть на своём столе неидеальные плоды.
Одним из первых обратил на них внимание британский активист Тристрам Стюарт. В 2009 году он написал книгу «Waste: Uncovering the Global Food Scandal» о кознях машины потребления в отношении продуктов питания, в которой упомянул и вопиющую дискриминацию «уродливых» плодов. Радикальный фриган Стюарт закупкам в супермаркетах предпочитает сбор продуктов, списанных в отходы, в тех же магазинах, на рынке и даже в мусорных баках. Идеолог акции «Feeding the 5000», бесплатного пира для бездомных из «неугодных» потребителям продуктов, — носитель довольно радикальных убеждений: скажем, его мнение о том, что срок годности продуктов питания — всего лишь условность, мы разделить не готовы. Тем не менее Стюарт довольно ясно донёс до реализаторов и потребителей тот факт, что нестандартные овощи и фрукты можно и нужно употреблять в пищу.
Отчасти благодаря общественным инициативам Стюарта на прилавках многих британских супермаркетов появились овощи и фрукты нетипичной формы: слегка битые градом яблоки, кривоватые сливы и причудливые с виду баклажаны. Шазия Эджаз из Британского консорциума розничной торговли видит в этом сдвиге исключительную важность. «Приоритет в том, чтоб получить из урожая максимум, — сообщает Эджаз. — Это может быть не только продажа лучшей его части в упаковках или на развес, но также поиск альтернативных способов использования овощей и фруктов, которые не дотянули до стандартов, например продажа готовой еды — гарниров и супов, — а это становится всё более популярно». Как отмечает представитель британского супермаркета Waitrose Джесс Хьюгс, с недавних пор люди с готовностью скупают съедобных «уродцев», осознавая, что при этом делают доброе дело — минимизируют отходы реализации.
В 2013 году крупная французская сеть супермаркетов Intermarché запустила кампанию «Бесславные фрукты и овощи» как раз для того, чтобы покупатели наглядно убедились не только в абсолютной пригодности, но и в особенной привлекательности условно неформатной продукции. Intermarché не просто решили продавать её со скидкой 30 %, но также взялись просвещать покупателей с помощью красочных постеров. По словам фотографа кампании Патрис де Вилье, в её съемке изогнутых баклажанов, причудливых лимонов и груш, далёких от канона, главной целью было выбрать правильный угол съёмки, под которым видно, насколько эти странные овощи и фрукты милы, уникальны и «достойны любви». Сначала условно уродливые плоды не очень хорошо продавались, но затем на прилавках сети появились супы и соки, изготовленные из них, и продажи стремительно пошли в гору. Вскоре «Ашан» и другие крупные сети тоже запустили подобные инициативы. Примечательно, что после такого бума Европейский союз объявил 2014 год Годом борьбы против пищевых отходов.
Какая разница, что баклажан похож на кеглю для боулинга, у томата целых два хвостика, а лук приплюснут с одной стороны? Просто представьте, какое вкусное рагу может получиться из этого набора, и оставьте наконец условности. Ведь проблема, судя по всему, выходит за рамки пищевых отходов и простирается в область немыслимых стандартов внешности на уровне коллективного бессознательного. Возможно, начав с принятия такой бытовой мелочи, как непривычная форма овощей, даже самые упрямые из нас постепенно усвоят, что «нестандартно» не значит «неприемлемо» и что оболочка зачастую не играет важной роли.