Найти тему
sunmonkate

Неестесственный отбор: почему "не такие" овощи и фрукты не попадают на прилавок магазинов и рынков?

МОРКОВЬ С РАЗДВОЕННЫМ КОНЧИКОМ, ПРИПЛЮСНУТОЕ ЯБЛОКО, изогнутый лук-порей, картофель, напоминающий матрёшку, — этим ребятам не повезло вырасти каноническими красавцами, и хотя они не менее вкусны и полезны, чем их собратья «правильной» формы, почему-то куда чаще встречаются на забавных картинках, чем на рынке или в супермаркетах.

-2

Так называемые косметические несовершенства — привычное явление в сельском хозяйстве: огромное количество продукции отправляется с грядки прямиком в отходы просто потому, что не соответствует стандартным представлениям потребителей об овощной красоте. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, около 40 % урожая фруктов и овощей по всему миру идут в отходы, и, как правило, это связано не с пригодностью или вкусовыми качествами продукции, а с её эстетическими дефектами.

До недавнего времени фермеры отдавали «уродливые» овощи на благотворительность, а о том, чтобы выгодно их продавать, не было и речи: это не встречало отклика среди реализаторов, ведь они привыкли думать, что конечный покупатель (то есть мы с вами) не желает видеть на своём столе неидеальные плоды.

Одним из первых обратил на них внимание британский активист Тристрам Стюарт. В 2009 году он написал книгу «Waste: Uncovering the Global Food Scandal» о кознях машины потребления в отношении продуктов питания, в которой упомянул и вопиющую дискриминацию «уродливых» плодов. Радикальный фриган Стюарт закупкам в супермаркетах предпочитает сбор продуктов, списанных в отходы, в тех же магазинах, на рынке и даже в мусорных баках. Идеолог акции «Feeding the 5000», бесплатного пира для бездомных из «неугодных» потребителям продуктов, — носитель довольно радикальных убеждений: скажем, его мнение о том, что срок годности продуктов питания — всего лишь условность, мы разделить не готовы. Тем не менее Стюарт довольно ясно донёс до реализаторов и потребителей тот факт, что нестандартные овощи и фрукты можно и нужно употреблять в пищу.

-3

Отчасти благодаря общественным инициативам Стюарта на прилавках многих британских супермаркетов появились овощи и фрукты нетипичной формы: слегка битые градом яблоки, кривоватые сливы и причудливые с виду баклажаны. Шазия Эджаз из Британского консорциума розничной торговли видит в этом сдвиге исключительную важность. «Приоритет в том, чтоб получить из урожая максимум, — сообщает Эджаз. — Это может быть не только продажа лучшей его части в упаковках или на развес, но также поиск альтернативных способов использования овощей и фруктов, которые не дотянули до стандартов, например продажа готовой еды — гарниров и супов, — а это становится всё более популярно». Как отмечает представитель британского супермаркета Waitrose Джесс Хьюгс, с недавних пор люди с готовностью скупают съедобных «уродцев», осознавая, что при этом делают доброе дело — минимизируют отходы реализации.

В 2013 году крупная французская сеть супермаркетов Intermarché запустила кампанию «Бесславные фрукты и овощи» как раз для того, чтобы покупатели наглядно убедились не только в абсолютной пригодности, но и в особенной привлекательности условно неформатной продукции. Intermarché не просто решили продавать её со скидкой 30 %, но также взялись просвещать покупателей с помощью красочных постеров. По словам фотографа кампании Патрис де Вилье, в её съемке изогнутых баклажанов, причудливых лимонов и груш, далёких от канона, главной целью было выбрать правильный угол съёмки, под которым видно, насколько эти странные овощи и фрукты милы, уникальны и «достойны любви». Сначала условно уродливые плоды не очень хорошо продавались, но затем на прилавках сети появились супы и соки, изготовленные из них, и продажи стремительно пошли в гору. Вскоре «Ашан» и другие крупные сети тоже запустили подобные инициативы. Примечательно, что после такого бума Европейский союз объявил 2014 год Годом борьбы против пищевых отходов.

-4

Какая разница, что баклажан похож на кеглю для боулинга, у томата целых два хвостика, а лук приплюснут с одной стороны? Просто представьте, какое вкусное рагу может получиться из этого набора, и оставьте наконец условности. Ведь проблема, судя по всему, выходит за рамки пищевых отходов и простирается в область немыслимых стандартов внешности на уровне коллективного бессознательного. Возможно, начав с принятия такой бытовой мелочи, как непривычная форма овощей, даже самые упрямые из нас постепенно усвоят, что «нестандартно» не значит «неприемлемо» и что оболочка зачастую не играет важной роли.

Еда
6,93 млн интересуются