Очевиден факт, что битву за небо Второй Мировой войны выиграли винтовые машины. Образцы реактивной авиации разрабатывались и активно испытывались большинством участников, а к завершению войны и применялись в реальных боях, но их процентное соотношение с поршневыми, было ничтожным.
В послевоенный период, реактивная авиация получила бурное развитие, особенно в сфере истребительной, постепенно вытесняя предшественников.
Тем не менее, многие винто-поршневые машины активно применялись и в ходе Корейской войны, и даже позже, особенно в региональных военных конфликтах. Те же американские P-47 «Thunderbolt» и P-51 «Mustang» участвовали в арабо-израильских конфликтах 50-60 годов XX века.
Про сферу дальней и военно-транспортной авиации и говорить излишне. Ту-95, Ил-22 и Ил-38, линейка семейства «Антонов» - яркие представители, эксплуатирующийся и сегодня.
Однако, возвращаясь к истребителям, отметим, большинство данных машин были разработаны и впервые применены еще в период 1941-1945 годов.
В конце 40-х годов разработки велись исключительно в направлении реактивных образцов.
Тем интересней остановиться на, вероятно, действительно последнем из сконструированных и пошедших в серию, представителе класса поршневых истребителей.
«Лавочкин», с индексом «11», истребитель с рекордной дальностью полета. Разработан как самолет сопровождения стратегических бомбардировщиков.
Является модернизированной версией модели Ла-9, одного из самых совершенных советских винтовых истребителей второй половины 40-х годов.
Ла-9, являлся цельнометаллическим, снабженным ламинарным профилем крыла, отлично вооруженным (4 пушки), обладающим выдающимися показателями высотности, скорости, маневренности и скороподъемности.
Несмотря на принятие на вооружении ВВС СССР первого реактивного истребителя МиГ-9, Ла-9 также пошел в серию, и выпускался темпами 600 экземпляров в год, до 1950 года.
В это же время, на вооружение поступил дальний стратегический бомбардировщик Ту-4 (являющийся копией американской «суперкрепости» В-29). Для сопровождения данных машин, было принято решение модернизировать Ла-9, увеличив дальность полета.
Ла-11 (при проектировании – Ла-9М) обладал самым большим запасом топлива среди поршневых машин – 5 топливных баков совокупным объемом 1100 литров.
Это наделяло его радиусом действия в 2500 километров – самым значительным в мире. Было улучшено рабочее место летчика, поставлены: более удобное кресло, писсуар, дополнительный кислородный баллон.
Ла-11 был оборудован противообледенительной системой, современной эффективной радиостанцией, автоматическими радиокомпасом и радиовысотомером.
Выпуск Ла-11 стартовал в 1947 году и продолжался до конца 1951. Было произведено почти 1200 единиц.
Истребитель получил боевое крещение на завершающей стадии гражданской войны в Китае. Летчики КНР одерживали победы над пилотами гоминьдановской авиации Чан Кайши.
Также активно Ла-11 использовался в Корейской войне, осуществляя борьбу с американскими средними бомбардировщиками, штурмовиками и винтовыми истребителями «Мустанг».
Самолет оставался в строю ВВС Советского Союза до второй половины 50-х годов, непрерывно совершенствуясь.
Вам будет интересно узнать о становлении реактивной военной авиации:
Реактивная авиация Второй Мировой
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся! Скоро выйдет следующая!