ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО В СТОКГОЛЬМЕ – МОЖНО СКАЗАТЬ, МИРОВОЙ СТОЛИЦЕ БОРЬБЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ И ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, НАХОДИТСЯ, НАВЕРНОЕ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ «АЛКОГОЛЬНЫЙ» МУЗЕЙ.
ОН РАССКАЗЫВАЕТ О РАЗВИТИИ ВИНОДЕЛИЯ И ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НЕ ТОЛЬКО В ШВЕЦИИ, НО И ВО ВСЕМ МИРЕ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. КОНЕЧНО, В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕСТЬ АНАЛОГИЧНЫЕ МУЗЕИ, НО ОНИ В ОСНОВНОМ «ПРИВЯЗАНЫ» К СВОИМ ХОЗЯЕВАМ – ВИНОДЕЛЬЧЕСКИМ ФИРМАМ ИЛИ ОБЛАСТЯМ, РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ИХ ПРОДУКЦИИ И РЕКЛАМИРУЮТ СВОИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ.
Стокгольмский музей располагается в огромном, построенном в 1923 году здании винного склада. Это внушительное здание из темного кирпича, с красной черепичной крышей, украшенной по углам позолоченными виноградными гроздьями, с большим внутренним двором называли «Грёнстедский дворец».
Но «царила» во дворце не королевская династия, а государственная компания Vin & Sprit AB, взявшая в 1917 году под свой контроль все производство вина и алкоголя в стране.
В 1960-е годы склад был закрыт, здание переоборудовано под офисы и в 1967 году здесь открылась выставка, посвященная 50-летию кампании, положившая начало экспозиции нынешнего музея.
Сегодня он занимает площадь 1200 кв. м, шесть тысяч экспонатов не только рассказывают об истории производства «горячительных» напитков, но и о традициях и обычаях употребления их в Швеции, о происхождении знаменитой водки «Абсолют», о «пуншевом» увлечении в начале прошлого века офицеров и студентов.
Здесь, покачав кнопку насосика, можно вдохнуть «аромат» сивушных масел, отравлявших не только вкус напитка, но и жизнь его употреблявших. Идея использовать многократную перегонку исходного сырья для получения «абсолютно чистой» водки в Швеции принадлежала водочному королю Л.О. Смиту – ему посвящена одна из экспозиций музея.
Интересна история его борьбы с городскими властями за право продажи водки – и как он выиграл эту «битву», став самым богатым человеком в стране!
В средние века бедные пили пиво, богатые вино. Впервые водка появилась в Швеции в XV веке. По одной версии, ее завезли немецкие купцы – эту водку делали из вина, она была очень дорогой и вначале использовалась как лекарство, а также для изготовления пороха.
По другой версии (на мой взгляд, более правдоподобной), шведы вынесли рецепт изготовления самогона в качестве «военного трофея» из войн с Россией.
Возвращавшиеся из России солдаты «прихватывали» с собой самогонные аппараты, позволявшие получать алкоголь из зерна. И поначалу они хранились при церквях, их за небольшую плату выдавали напрокат всем желающим.
Самогон считался полезным, а настоенный на разных травах и специях, и лечебным. И его давали и младенцам, и детям, и больным, и старикам...
Поначалу самогон «ели» специальными ложками, как обычный суп - в миску с самогоном крошили хлеб, клали кусочки мяса - отсюда и появилось в шведском языке название «sup» для нормы-рюмки в 40 – 60 грамм (это размер такой ложки - ее можно видеть в одной из витрин музея). Затем появились «supkopp» - специальные стопки и рюмки из дерева, кости, олова, а позднее из стекла.
В XVI – XVII веках употребление самогона становится повсеместным – в каждом крестьянском доме, в усадьбах и поместьях стояли аппараты, и где хозяйки, где наемные батраки производили этот напиток, считавшийся совершенно необходимым в хозяйстве.
Им расплачивались с работниками – они лучше работали и меньше ели, дети лучше спали, больные быстрее выздоравливали, а отходы шли на корм скоту – поистине безотходное производство!
В одной из «рекомендаций» XVII века говорилось: «Необходим хороший sup после вставания для очистки желудка, один sup за завтраком, sup перед обедом для аппетита, sup во время обеда – один перед рыбным блюдом, один перед мясным, немного позже перед сыром, один sup после еды, один sup за ужином, один sup после ужина для лучшего сна».
Кроме того, можно было «пропустить» по sup -рюмочке перед охотой, рыбной ловлей, выходом на улицу, после возвращения с улицы, был sup ночной, кроватный, церковный, родственный, шкафный, перед отъездом, для утешения, от усталости... – все и не перечислить!
К услугам хозяина в доме на столе всегда стоял погребец с тремя разными бутылками водки и рюмками, рядом – тарелка с кусочками сельди, анчоусами, кусочками колбасы и сухими хлебцами. Существовал даже рецепт кофе для бедных: на дно чашки клали кусочек ванили или монетку, наливали немного кофе и затем доливали водку до тех пор, пока ваниль или монетка не становились видными – это была «норма».
Со временем власти увидели, что мимо казны уплывает большая статья доходов, и король Густав III в 1775 году попытался ввести запрет на домашнее самогоноварение. Народу предписывалось покупать водку, произведенную на королевских винокуренных заводах. Но народ воспринял это как ущемление его законных прав и свобод и втайне продолжал свое «дело».
В начале ХIX века потребление алкоголя достигло максимума. Водку можно было купить где угодно и у кого угодно, ею расплачивались за работу с батраками, использовали в качестве поощрения – каждую неделю рабочий получал в конторе поллитровую бутылку водки. Стало очевидно, что это отрицательно сказывается на здоровье народа, возникло и окрепло движение трезвенников.
В середине века появились контролируемые властями рестораны- магазины, где можно было выпить водки (как правило, требовалось заказать и еду), и купить выпивку домой (в свою посуду). Известный писатель начала прошлого века писал: «Как церковь стоит в середине каждой деревни, так стоит шестигранная кантина в центре стола с шестью кранами для шести типов водки».
Кантина – сосуд, внешне очень напоминающий самовар, только вместо одного краника - от трех до шести. В одной из витрин музея стоит как раз такое «украшение» стола с тремя кранами. Их ставили в ресторанах на бутербродный стол (известный в мире как шведский стол) и каждый мог подойти и налить тот напиток, который хотел (в это время в Швеции стали водку охлаждать и внутри кантины предусматривалось также отделение для льда).
Но со временем трезвенники стали возражать против кантин – стоимость обеда была для всех одинакова и почему они должны платить столько же, как и те, кто пил водку? В конце концов, кантины убрали со столов.
В 1914 году в Швеции была введена самая настоящая карточная система потребления алкоголя. Нужно было отстоять длинную очередь к чиновнику, который определял – «достоин» ли гражданин покупать водку? Если достоин, то выдавалась motboken - «книжка талонов», которые штемплевались при покупке алкоголя.
Причем безработные, люди без определенного дохода и замужние женщины права на покупку не имели, незамужние – если они докажут необходимость (например, день рождения или свадьба).
Водку продавали, как молоко – вразлив. Существовали специальные магазины, где в принесенные бидончики или бутылки отмеряли положенное покупателю количество «товара». В музее можно увидеть и талоны-карточки, и прилавок, и «мерки» из такого магазина.
Эта система просуществовала до 1920-х годов, когда была заменена продажей вина и крепких напитков только в бутылках. В 1955 году была, наконец, отменена карточная система и вся продажа теперь осуществляется через Systembolaget - сеть специализированных винных магазинов.
Специальная экспозиция знакомит с пуншем – напитком, бывшим необычайно популярным в Швеции в начале прошлого века. Издавна корабли шведской Ост-индской кампании в огромных количествах доставляли arrak – азиатскую водку из сахарного тростника и риса. Аррак – исходная составляющая для приготовления пунша, а само слово «пунш» происходит от слова «пять» - по числу основных ингридиентов – кроме аррака, обычно присутствуют вода, сахар, чай и лимон. Как правило, пунш пили горячим, а вот ледяной пунш – возможно, чисто шведское изобретение!
Еще можно узнать, какие формы бутылки предлагались для водки «Абсолют», побывать в магазине начала прошлого века, где продавали эксклюзивные вина и крепкие напитки, а также сами покупатели готовили пунши по своим рецептам, увидеть огромные перегонные аппараты Tille & Frasse, в которых готовились концентрированные смеси различных пряностей и спирта для изготовления столь популярных в Швеции пряных водок и ликеров.
А еще есть необычный «орган запахов», в котором вместо металлических труб – стеклянные колбы, которые содержат более 50 различных пряностей, используемых для приготовления водок и ликеров. Покачав кнопку насосика, вы можете почувствовать аромат и попытаться определить, что это за компонент.
Тут же можно и проверить себя – под каждой колбой дверца-шпаргалка с названием и описанием добавки. Можно также узнать состав наиболее известных шведских водок и понюхать каждую пряность в отдельности.
В Швеции не принято произносить многословные тосты, но зато существует великое множество застольных песенок, которые хозяева часто распечатывают в выбранном ими порядке и кладут рядом с приборами гостей.
И после каждого возгласа «skål» - аналога нашего «на здоровье!» все гости поют вместе и затем уже выпивают. В архиве музея хранятся более 2000 таких песен!
В музее есть радиогид на английском языке, который «расскажет» вам об экспозиции, а для групп от 12 человек можно заказать специальную экскурсию: «Шведские вкусы».
Во время экскурсии вы отведаете четыре типично шведских напитка. Вначале вам предложат обжигающе горячий глёг (если на улице мороз) или его охлаждающий вариант (в теплое время года).
В винном магазине вам предложат бокал шведского фруктового вина. В экспозиции, посвященной производству водки и спирта, вам поднесут стопку водки со специями.
И в завершение – бокал пунша!
Текст Светлана Матссон