Чем хороша 5-ступенчатая механическая коробка передач, которой оснащаются многие модели малых размерных классов, выпускающиеся под марками, принадлежащими концерну Volkswagen AG, - в случае неисправности 5-й передачи отремонтировать коробку можно, не снимая с автомобиля.
Выбивание 5-й передачи во время движения и было проблемой, для устранения которой владелец Skoda Fabia 2010 года выпуска с бензиновым двигателем 1.4 обратился на СТО "ЛеМан Юнайтед". Однако когда машину загнали на подъемник, специалисты СТО сразу обратили внимание на подтеки масла на обеих полуосях Fabia.
Наличие подтеков указывало на выход из строя уплотнений в дифференциале. Дальнейшая проверка путем элементарного перемещения полуосей руками из стороны в сторону показала, что в подшипниках дифференциала имеется значительный люфт. Из-за него, по всей видимости, сальники и стали пропускать масло.
По словам владельца Fabia, коробка "подгуживала", то есть признак износа подшипников имел место. Это означало, что легкой "прогулки" только под крышку 5-й передачи не получится. Коробку необходимо было снимать и разбирать практически полностью.
Согласившись с доводами ремонтников, хозяин машины в целях экономии решил демонтировать коробку с автомобиля самостоятельно. Только после этого она попала к ремонтникам для вскрытия.
Начнем с 5-й передачи. Поскольку она обособленным модулем находится под отдельной крышкой, ее на самом деле можно ремонтировать прямо на машине.
Чтобы получить доступ к деталям, достаточно снять крышку, после чего можно приступать к демонтажу и осмотру отдельных компонентов.
Снимаем вилку включения 5-й передачи - и тут же первая неприятная находка.
На той части наконечников вилки, которыми она воздействует на муфту включения передачи, имеется приличный износ.
На одном из наконечников он больше, на другом - меньше, но это неважно. Важно, что из-за выработки на наконечниках передача не включалась полностью, или, как еще говорят, не довключалась. Поэтому при любой возможности она норовила выключиться самопроизвольно.
Однако специалисты "ЛеМан Юнайтед", с которыми мы занимались разборкой коробки, предупредили, что, скорее всего, износ наконечников вилки является не первопричиной неисправности 5-й передачи, а следствием другой проблемы.
Она пока не видна, но по опыту ремонта аналогичных коробок в случаях течи масла из них должна присутствовать и здесь. Чтобы понять, в чем она заключается, нам предложили взглянуть, как должен выглядеть игольчатый подшипник под шестерней 5-й передачи, обратив особое внимание, что сепаратор в подшипнике выполнен из пластика.
Теперь снимаем шестерню в нашей коробке и - о чудо! - не можем обнаружить, куда девался пластмассовый сепаратор подшипника. От подшипника остались лишь иголки, которые частично вывалились из-под шестерни, а частично прилипли к валу.
Разгадка в том, что сепаратор выплавило. То, что напоминает кусочки грязной ветоши, лежащей на плоскости разъема в нижней части снимка, и есть остатки сепаратора, собранные нами в кучку с помощью отвертки.
Расплавиться сепаратор мог только от высоких температур. Вот к чему привела работа коробки с недостаточным уровнем масла из-за течей по сальникам дифференциала.
И износ наконечников вилки вследствие того, что после разрушения сепаратора в подшипнике муфта включения передачи начала работать с перекосом, отнюдь не единственная неприятность. В первую очередь перекосить должно было шестерню, а стало быть, теперь предстоит разбираться, как это отразилось на зубьях обеих шестерен зацепления.
Но поскольку определенная ясность с вопросом, почему выбивало передачу, уже имеется, займемся дифференциалом.
Нам продемонстрировали, какой люфт существует в его конических подшипниках.
Теперь можно приступать к разборке дифференциала.
После снятия фланца доступным для осмотра становится первый из двух подшипников дифференциала.
На рабочей поверхности его наружной обоймы находим локальные выкрашивания, по-научному называемые питтингом.
Ролики подшипника выглядят серыми в крапинку.
Крапинки при ближайшем рассмотрении - это тот же питтинг тел качения.
С сепаратором подшипника другая история: торцовой частью он терся о буртик отверстия под наружную обойму подшипника.
Это следствие слишком большого люфта, появившегося из-за питтинга и износа обойм и роликов.
Во втором подшипнике происходили аналогичные процессы. Это хорошо видно по питтингу на всей рабочей поверхности его наружной обоймы.
Толстый слой грязи на магнитном уловителе демонстрирует, что износ и выкрашивание в подшипниках шли полным ходом.
Но вот вопрос - если в случае выплавления сепаратора и дальнейших проблем с 5-й передачей можно говорить о последствиях работы с недостаточной смазкой, то что погубило подшипники дифференциала, ведь они от масляного голодания страдают в самую последнюю очередь в отличие от неудачно расположенных с точки зрения смазки деталей 5-й передачи?
Питтинг вызывается высокими циклическими контактными нагрузками, действующими достаточно длительное время. В зоне действия нагрузок накапливаются усталостные напряжения, а далее количество переходит в качество - появляются локальные выкрашивания. Так во всяком случае гласит наука.
Пробег по одометру Fabia, с которой снята коробка, составляет 250 тысяч километров. При этом владелец машины уверен, что к ним надо добавить еще 100 тысяч, отмотанных от реального пробега.
Остается констатировать, что времена механических коробок-"миллионников", способных пережить сам автомобиль, остались в прошлом. И вскоре сказанному о ресурсе нынешних МКПП нашлось другое подтверждение, ибо наша разборка еще не закончилась.
Как показывает практика ремонтов рассматриваемой коробки, есть в ней еще одно слабое место.
Если извлечь валы с шестернями из корпуса коробки, с обратной стороны обнаружится блок, состоящий из двух подшипников.
Проверка показала, что в этих подшипниках люфт тоже имеется. И это ожидалось, ведь подобный случай далеко не первый. Рекомендация - замена подшипников, пока с шестернями, муфтами и вилками переключения остальных передач не произошло того, что уже случилось в модуле 5-й передачи.
Вот так. Казалось бы, всего-то выбивает одну из передач - на первый взгляд мелочь, однако это была лишь вершина целого айсберга проблем.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео автора
ABW.BY
Благодарим СТО "ЛеМан Юнайтед" за консультации и помощь в организации фотосъемки
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber