Третий фестиваль пивной культуры UralCraftFest состоялся под логотипами коммерческих пивоваров, домашние пивовары на фестиваль не попали.
Для пивоваров уральского региона это знаковое событие, однако, раскрученные бренды столкнулись с неожиданными трудностями, о которых чуть позже. В разрезе организация, бренды, стиль – мероприятие получилось значительно интереснее, чем «III Фестиваль народных напитков на Южном Урале» прошедший в Челябинске. Но оно и понятно, цели и задачи у этих фестивалей были разные, в одном случае это показать свой товар лицом и продать его тут же, во втором знакомство с производителем и дегустация заинтересовавшего сорта пива.
Организация.
Фестиваль проходил в баре «Градусы», что в самом центре города, а значит, проблем с посещением мероприятия для гостей не было. Как уже было отмечено, целью фестиваля было знакомство с пивоварами и их продукцией. По мнению организаторов 100 миллилитров и 15 жетонов было вполне достаточно, для знакомства. Для тех, кому этого показалось мало, мог докупить жетоны непосредственно на фестивале, по 25 руб. за штуку.
Единственным минусом мероприятия, фестиваль не был рассчитан на одиночное посещение – оставить стакан было негде. В туалете, можно было встретить людей с фестивальным бокалом, это были те гости, которые решили прийти на фестиваль без компании.
На фестивале было всего два места для мойки бокалов, этого было вполне достаточно. Одна мойка позволяла быстро ополоснуть стаканчик, вторая помыть его более тщательно.
Отсутствие коммерческой составляющей было слабым местом фестиваля, понравившиеся напитки нельзя было купить в бутылках на вынос. Опять же, некоторые дегустационные пивные напитки можно было купить только в бутылках (бутылки при этом открывались), что резко понижало возможность дегустировать напитки, которые не стояли на кранах. Если для больших компаний это не представляло сложностей, то для одиночек, это был серьезный шанс не уйти с фестиваля трезвым.
Отдельное спасибо организаторам фестиваля за путеводитель, оказалось очень удачное решение, в плане дегустации, правда, отсутствие ручки или карандаша в комплекте несколько напрягало - нечем было ставить оценки продегустированным напиткам.
Участники фестиваля.
Попробовать продукцию всех участников было невозможно, да и в рамках краткого обзора описать все пивоварни невозможно. Остановимся только на самых интересных, с точки зрения одного гостя фестиваля.
Известность бренда сыграла злую шутку над некоторыми участниками фестиваля, желающих попробовать пенный напиток, возле этих стендов было непотребно малым. Оно и понятно, представленных пивоварен было много даже для опытных дегустаторов и задачи определить лучшее пиво не стояло. Учитывая, что продукцию раскрученных брендов, как правило, большинство гостей уже пробовали – выбор гостей был не в пользу известных, ранее опробованных, сортов пива. Именно этим фактом, а не отсутствием интереса к продукции, объясняется игнорирование публикой некоторых стендов от известных брендов.
Что бы продегустировать некоторые сорта пива, надо было купить бутылку в 0,5л. Если не ставить задачу напиться, то такую бутылку надо было брать на 5 человек, что довольно сложная задача – несмотря на большое количество людей на фестивале. У таких стендов было мало людей, но это были больше организационные ошибки, отсутствие холодильника у таких участников не позволило разливать пиво из бутылки.
Минимальным интересом пользовались и стенды, где вместо «Нога угря», «Бешенный трамвай», «Дикий русский», «Проделки Локи» пиво называлось с классической точки зрения: «Пшеничное», «Светлое». Использование в названии пива «Лагер» тоже не способствовало популярности среди гостей фестиваля, за фабричным и ставшим штампом лагером, дилетанты забыли, что это не только стиль пива, это способ его изготовления – низовое брожение.
Стенд японского пива Hitachino был без крана, но это не мешало разливать как всю бутылку, так и дегустационный стакан (8 и 3 жетона соответственно). Открытую бутылку можно было убрать в холодильник, да и холодное пиво пробовать было более приятно. К сожалению, пиво в бутылке с закрытой пробкой купить было нельзя, соответственно попробовать «японца» в домашних условиях было невозможно.
Стенд пивоварни «Говорит Свердловск» больше напоминал музей, чем пункт розлива пива.
Отсутствие холодильника не стало препятствием для шведов, хотя дегустация пива из тары 0,33л весьма экстремальное занятие. По каким-то причинам пиво с закрытой пробкой не продавали. А пивоварня интересная, было жаль, что знакомство с этой редкой для уральского региона, ограничивалось двумя сортами на кране. Эта шведская пивоварня организована 15 любителями пива в 2012 году и уже успела прославится в узком кругу ценителей пива.
Наверно этот стенд можно было бы пройти мимо, если бы не закрытость пивоварни «Крист», в Челябинске эта пивоварня не участвует в пивных фестивалях, а купить пиво «Крист» могут только обладатели клубной карты. Весьма спорная политика для современных условий, поэтому, был весьма удивлен и порадовался, встретив стенд пивоварни «Крист» на фестивале, хотя классические сорта пива для крафтового фестиваля не самый подходящий ассортимент.
Напитки фестиваля.
Если вы считаете, что простое пиво, это не интересно, то на фестивале пива может ожидать легкое разочарование, интересного пива так много, что попробовать все было не реальной задачей. На кранах проливали классический крафт: дикие вкусы, безумные названия, несочетаемые сочетания, отчаянные эксперименты и практически отсутствие классического пива. По самым скромным подсчетам, было заявлено более 100 сортов пива, от трех десятков пивоварен – проще всего было тем, кто пришел на фестиваль попробовать классические сорта, классика была только у двух пивоварен.
Логично было начать дегустацию с легких сортов, поэтому немного пива со вкусом чая хорошо разбудят вкусовые рецепторы для дальнейшего путешествия по необычным вкусам. Этот сезон был под флагом «кисляков», практически каждый пивовар сварил в этом году, что то кислое, неудивительно, что количество «кисляков» на фестивале было представлено широким ассортиментом. Хороших и удачных «кисляков» было так много, что отметить только самые удачные не представляется возможным в рамках очень краткого обзора. Дипломатично отметим, побывать на фестивале и не попробовать кисляк Ягодные поля от пивоварни «Gusi» было бы непростительной ошибкой.
Неплохой бланш «Blanche de Croix» был представлен Губахинской пивоварней, когда мне его посоветовали первый раз, просто покивал головой в знак согласия, мол, хороший напиток. Когда посоветовали второй раз, отмахнулся, ну не являюсь любителем бланша. Но когда в туалете один юморист у писсуара продемонстрировал не только свою культуру поведения (пить пиво и при этом делать мокрое дело), но и невольно дал рекламу «Blanche de Croix», напиток так хорош, что с ним не расставался даже в уборной.
Пока кто то пытался выделиться броским названием, кто то красивым рекламным проспектом, а кто то и тем и другим – скромная пивоварня из Великобритании Belhaven порвала всех дизайном своего рекламного проспекта. Листочек в клеточку, вырванный из блокнотика, где нетвердой рукой выведено название трех сортов пива. Да, нельзя не отметить, что английский лофт сразил меня своей простотой и вынудил попробовать «PItY The Fool» IPA с крыжовником. Стоит ли говорить, что в путеводителе фестиваля этого сорта пива не было, крепость, горечь и плотность оставили под интригой лофта, так сказать слепая дегустация. Честно говоря не было даже уверенности, что это английское пиво от пивоварни «Belhaven»
К слову сказать, IPA с крыжовником была весьма недурственна, чьего бы производства она не была.
В след за Великобританией, позабавил стенд пивоварни «Brick by brick» с одним вариантом пива сезонным лагером «Нога угря». На месте остальных сортов пива стаяли жирные черные прочерки.
Ноги угря очень хорошо зашли под крафтовый сыр, жаль, что остальных вариантов, чьих то ног, усов или кофейников от пивоварни «Brick by brick» попробовать не удалось.
Пивовары из «Hop-on Hop-off» пошли по пути почтальона Печкина из мультфилма про Простоквашино. «Я принес вам пиво, но попробовать его я вам не дам» - девиз портера «Зима близко» по мотивам известного сериала.
Самым необычным пивом на фестивале, был уральский ламбик «The Wild boys» от пивоварни «Melody brew». Простота и изящество подхода к созданию этого сорта пива поразили воображение неискушенных гостей фестиваля. Рецепт очень простой, пиво делается полным соблюдением закона о чистоте пива, то есть без дрожжей. Что бы пиво забродило пиво выставили на улицу и там совершенно дичайшие дрожжи, попав в бочку вызвали неконтролируемое брожение. Расчет был таков, получится пиво – назовем пивом, прокиснет пиво – назовем бирланером, забегая вперед – получилось пиво. И хотя реконструкторы исторически честного пива божились, что усмирили дикие дрожжи, однозначно – благородный ламбик не получился. Запах дорогого сыра, тот который с плесенью, вкус что то среднее и неопределенное, но однозначно оригинальное.
Закончить краткий обзор сортов пива, охота пивом, которое, именно мне понравилось больше всех. Это тоже вариант на диких дрожжах, но сделанный на благородных диких дрожжах, что делает напиток более аристократическим и в нос не бьет запах прокисшего сыра, а нечто вино-благородное. Русский имперский стаут «Дикий русский» от пивоварни «Oka River» из Рязани – самое интересное пиво фестиваля UralCraftFest 2017.
Гости фестиваля.
Непосредственно на фестивале, иногда создавалось впечатление, что на фестивале только я один не разбираюсь в пиве, каждый гость мог не только оценить качество, но и рассказать не только какой сорт хмеля был использован, а даже на каком берегу реки Сена его собрали и в каком году. Тут честно признаюсь, я пришел на фестиваль пить много пива маленькими порциями – так как о пиве я ничего не мог сказать. Для культурного просвещения, периодически подсаживался к компаниям, с которыми обсуждал достоинства того или иного сорта пива. Вскоре стали попадаться компании, которые прошли стадию обсуждения достоинств пивного напитка и переключились на обсуждение достоинств представительниц слабого пола.
Культурная программа была подстать пивному празднику, открытые соревнования по бир-понгу, этакая укрупненная игра в чапаева по мотивам игры в пинг-понг и бильярд.
Если мужчины чувствовали на пивном фестивале, как рыба в воде, то представительницы слабого пола в большинстве своем откровенно скучали.
На концертную программу остаться не удалось, а вот вытаскивать из гущи веселящихся гостей своих земляков приходилось. Уходим по-английски, не прощаясь, оставляя за собой веселящуюся публику отдыхать дальше.