27 октября 2016 года в рамках Всероссийского проекта "Здоровое питание от А до Я" в Центральной городской детской библиотеке имени А. П. Гайдара состоялся уникальный открытый урок с участием ведущих экспертов в области педагогики и психологии, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Planet Today.
1. Какая связь между здоровым образом жизни и эмоциональным интеллектом?
Самая прямая! Мы говорим о том, что здоровый образ жизни в современном понимании этого словосочетания имеет уже несколько другое значение, чем раньше – это не только правильное питание, физическая культура и профилактика вредных привычек, но и самообразование, развитие эмоционального интеллекта, увлечения.
2. Зачем развивать в ребенке эмоциональный интеллект?
Вы знали, что только 20% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека, остальные же 80% зависят от уровня развития эмоционального интеллекта? Таким образом, совершенствование логического мышления и кругозора – не является залогом его будущей успешности в жизни. Кроме того, ученые доказали, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Умение контролировать свои чувства и сознательно влиять на свои эмоции, эффективно общаться с другими людьми и находить с ними общие точки соприкосновения, способность распознавать, признавать чувства других и представлять себя на месте другого человека – это все составляющие эмоционального интеллекта.
3. Если начать развивать эмоциональный интеллект в детстве, то к совершеннолетию ребенок будет успешен?
Конечно, есть определенные возрастные особенности развития эмоционального интеллекта. К примеру, EQ повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Без сомнений уровень эмоционального интеллекта у ребенка заведомо ниже, чем у взрослого. Это не значит, что развитие EQ в детском возрасте нецелесообразно. Наоборот, специальные обучающие программы существенно повышают уровень EQ у детей. К примеру, по итогам прохождения обучения по программе «Монсики» по оценкам педагогов на 30-50% улучшились показатели - успеваемость, сплоченность, количество конфликтов, умение выражать свое мнение, интерес к книгам в целом и по оценкам родителей на 40-50% улучшились показатели - засыпание ребенка, понимание эмоций и чувств ребенка, проявление положительных эмоций ребенком, самостоятельное чтение книг, беседа с ребенком на разные темы.
4. Способны ли родители, не имеющие специального психологического образования, самостоятельно обучать ребенка управлять своими эмоциями или все-таки за этим необходимо обратиться к профессионалам?
Методика ориентирована не только на ребенка, но и на взрослого. Это игра, вовлекающая в процесс обучения и детей, и родителей. Благодаря такому подходу родители лучше понимают своих детей, а дети — самих себя. Для самостоятельной работы над развитием EQ у детей мы предлагаем тренинги (курсы) для мам, для пап и для родителей вместе, а также для психологов и педагогов. Помимо этого, мы издали книги: «Приключения монсиков. Важная книга о том, как общаться, дружить, понять себя и этот мир», «Монсики и комета разочарований», «Монсики. Цветная книга эмоций» и «Раскрась свои эмоции», благодаря которым Вы сможете заниматься со своими малышами дома.
5. Каким образом учителя школ вовлекаются в процесс и как они помогают детям усвоить тезисы программы?
В 2015 году мы улучшили нашу программу, теперь она состоит из серии уроков, интегрированных в школьные занятия. На уроках рисования, труда и окружающего мира учителя, прошедшие специальную подготовку, в игровой форме доносят до детей правила здорового питания и бережного отношения к своему здоровью. Для учителей, совместно с методистами и психологами, разработаны кейсы для проведения классных часов и тематических уроков, связанных со здоровым образом жизни и правильным питанием. Материалы учитывают возрастные особенности детей и потребности педагогов для проведения классной работы в школе. Благодаря такому подходу активное участие в проекте принимают не только дети, но и учителя, и родители.
6. Здоровый образ жизни включает в себя также и физическое воспитание. Скажите, есть ли в планах проекта развиваться в этом направлении? Или, возможно, уже были сделаны такие шаги?
Такие шаги уже были сделаны. К примеру, мы помогали с организацией 1 и 2 московских зимних дворовых игр. Это школьные спортивные состязания, которые проводил Москомспорт и Лужники. Мы организовывали зимние спортивные состязания для Департамента образования города Москвы. Также совместно с нашими партнерами мы реализовали несколько детских футбольных матчей. Помимо этого мы планируем в рамках нашего проекта «Культура здорового образа жизни» провести спортивные уроки в некоторых городах Северо-Кавказского федерального округа, пилот этого проекта прошел недавно в Грозном (Чеченская республика)
7. Какова эффективность проекта? Есть ли какие-то количественные данные?
Довольно сложно сделать количественный анализ результатов проекта. Я не могу сказать, что в России теперь, к примеру, на 10 000 здоровых детей больше. Это некорректно. Но у нас были фокус-группы и мы получили большое количество отзывов от родителей и учителей по итогам проведенных мероприятий.
Родители высоко оценивают уроки и с благодарностью говорят о занятиях и полученных знаниях, которые их дети теперь активно применяют в жизни. Они одобряют игровую, интерактивную форму подачи материала, благодаря которой сложная информация становится доступной, и дети к ней прислушиваются.
Также родители замечают, что выбранный возраст детей очень удачен, так как в этот период происходит процесс перехода от привычного образа жизни, когда дети полностью контролируются воспитателями детского сада и родителями, к ответственности и самостоятельности в выборе питания и принципов образа жизни.
Многие родители рассказывают, что дети стали более внимательными к продуктам при походе в магазин: обращают внимание на срок годности продуктов, напоминают родителям о вредных и полезных продуктах, меньше просят вредных продуктов.
Подводя итоги программы по проведенным фокус-группам, можно сказать, что после прохождения занятий наблюдаются изменение пищевых привычек и пищевого выбора у детей; рацион питания становится более сбалансированным, дети начинают его придерживаться, приемы пищи воспринимаются позитивно и продукты, которые раньше дети употребляли мало или вообще не употребляли теперь часть их ежедневного рациона – т.е. употребляют правильные продукты теперь с удовольствием, особенно каши и молочные продукты. И главное изменение происходят не только в пищевом поведении и выборе ребенка, но и всей семьи в целом!
«Сейчас, приходя в магазин, ребенок первым делом идет в молочный отдел, у нас появилась новая традиция в семье – ребенок сам выбирает продукты».