Автор: Котелевский Евгений
В этой статье рассмотрим особенности виноделия Старого и Нового Света в разрезе индивидуальности вина. Приведём некоторые примеры и найдём ответы на вопрос, почему считается, что виноделие Нового Света в большей степени движимо силами маркетинга.
Людям нравится разделять винодельческие страны на два лагеря: Старый и Новый Свет. К Старому Свету относят традиционные страны, где виноделие существовало на протяжении тысячелетий и стало неотъемлемой частью культуры страны. В страны Нового Света виноделие пришло в Эпоху великих географических открытий вместе с переселенцами из Европы. К первой группе мы отнесём такие традиционные винодельческие страны как Франция, Испания, Италия а также Грузия или Армения. Ко второй группе мы отнесём более молодые страны, история виноделия которых насчитывает значительно меньший срок: Аргентина, Чили, Австралия, США.
Граница между лагерями Старого и Нового света существует не только географическая, но и концептуальная. Сравнение вин Старого и Нового Света – это одна из самых распространённых тем для дегустаций, просто потому что эти вина действительно отличаются друг от друга, и для того, чтобы ощутить отличие типичного австралийского шираза от вина из Бордо не надо заканчивать винных школ или иметь обширный дегустационный опыт. Такие различия лежат на поверхности и доступны если не каждому, то большинству.
Для удобства восприятия и некоторой систематизации информации принято проводить сравнение между странами Старого и Нового Света по ключевым параметрам. Возможно, не столь значимые на вид, эти различия действительно отражают принципиальные отличия в философии производств обоих лагерей.
Одно из таких существенных различий – это «эффект миллезима» или отличие в одном и том же вине в зависимости от года сбора урожая. Считается, что вина Европы больше показывают различия в зависимости от года, в то время как производители Нового Света стараются придерживаться единого вкуса без оглядки на то, был ли год более тёплым или прохладным. В качестве одного из наиболее известных примеров для иллюстрации подхода Нового Света можно привести компанию австралийскую компанию Penfolds с их хрестоматийной линейкой «Бинов» - 95-й, 28-й, 8-й и так далее. Это вовсе не октановое число, как вы могли бы подумать, и даже не указание на стоимость вина. Это так называемый «Batch Identification Number» или попросту говоря место в погребе, где исторически хранились разные вина компании. У компании есть точное представление, каким должен быть на вкус BIN 95, BIN 28 и все остальные «бины», поэтому ежегодный ассамбляж, то есть соединения в единый бленд вин, произведённых с разных участков и, соответственно, из разного винограда, будет происходить с оглядкой на идеальный вкус, который должен быть у того или иного «бина». Таким образом, различия в погодных условиях будут нивелированы мастерством винодела, который экспериментальным путём сможет вывести всякий раз необходимое сочетание во вкусе вина.
Такой подход на винодельнях Старого Света используется в основном для недорогих вин массового сегмента. В то время как производители «терруарных вин», то есть вин, выражающих особенности места произрастания винограда, будут стараться в числе прочих индивидуальных факторов раскрыть климатические условия каждого года. И в каждом случае вино будет получаться разным, и в этом будет интерес сравнивать разные года и приводить красивые метафоры о том, что каждая бутылка великого вина хранит в себе живую память, какое солнце светило в год сбора урожая.
Считается, что виноделие Нового Света движимо силами маркетинга, в то время как виноделие Старого Света – силами традиции либо терруара. Имея ввиду маркетинг, часто подразумевают, что производители новосветских вин быстро адаптируются к смене тенденций и вкусовых предпочтений потребителей. Действительно за неимением большой традиции, частью которой ты являешься, у тебя появляется гораздо большая свобода в плане изменений и экспериментов. Но утверждение о том, что виноделы Нового Света движимы маркетингом не ограничивается лишь возможностью быстрого реагирования на желания рынка, потому что это лишь часть маркетинга.
Приведённый выше в тексте пример с системой «бинов» компании Penfolds – это ещё одна из сторон маркетинга, воплощённая в виноделии. Добиваясь единого вкуса для каждого из номеров своего «бина» компания Penfolds приучает своего потребителя из раза в раз находить и узнавать в бокале тот самый «Bin 8» и тот самый «Bin 95». Последовательность и повторения, неизменный вкус и качество – вот, что создаёт привычку у потребителя.
«Зачем создавать каждый год новое индивидуальное вино, если можно стремиться к повторению вкуса удачного образца вина от года к году, закрепляя в сознании потребителя одинаковый вкус и аромат. И главное, нужно избавиться от этих сложных наименований регионов, непроизносимых апелласьонов, льё-ди и ещё черт знает чего!», - примерно такая логика оправдана для виноделия, движимого силами маркетинга, не питающего иллюзий по поводу общей массы потребителей вина.
Прекрасную иллюстрацию выше изложенного принципа демонстрируют создатели самого популярного американского винного бренда Barefoot Майкл Хоулихэн и Бони Харви в своей книге «Дух Barefoot: как трудности, энергия и сердце построили номер 1 винный бренд в Америке».
«Если Бони и Майкл и не знали многое про виноделие, зато они стали узнавать, как вино продвигать. Вместе с Марком [Марк Лайэн – винодел, работавший с Barefoot. - прим. пер.] они решили, что вина, которые они будут создавать, должны быть сделаны в едином стиле и повторять свой вкус из года в год. Они знали, что если покупателям в супермаркете понравится их вино, они приобретут его снова.
Многие американские производители, большинство из которых специализируется на изысканных винах, хотят, чтобы их вина показывали собственную индивидуальность, эффект миллезима и влияние места произрастания винограда. Это часть винной магии и цель производителей изысканных вин. Это нечто важное для тех ребят, кто выбирает между пино нуаром из Долины русской реки или Санта-Барбары.
Barefoot направлялся в массовый рынок, а там были другие правила. Для того, чтобы продавать миллионы кейсов вина конечно же важно, чтобы качество вина было хорошим, но также не менее важно другое свойство этого вина – чтобы оно было одинаковым из года в год. Они приняли ключевое решение – не указывать год урожая на этикетке. Так они смогут влиять на вкус и сделать его неизменным из года в год, и как сказал Майкл, им не придётся в неурожайный год объяснять всем, что у них на виноградниках заблудился слон.
Если мы изменим вкус хотя бы раз, люди перестанут пить наше вино»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте там заметки из винного мира!