Сегодня пятница. Потому оставим ненадолго тему королей, битв и вековых загадок, и обратим свой внутренний взор на одну из вечных ценностей - пиво.
Пиво, на самом деле, сопровождает человеческую цивилизацию с самого момента её возникновения. Более того, оно старше нашей цивилизации. И существует несколько радикальная и полушуточная версия, что человек разумный в принципе перешёл к цивилизованному оседлому образу жизни не ради выпечки хлеба, а ради варки пива. Примитивную лепёшку, мол, можно и в походных условиях на костре испечь, в то время как пивоварение требует намного более обстоятельного подхода.
Самое древнее пиво варили 13 тысяч лет назад представители натуфийской культуры, т.е., кроманьонцы с Ближнего Востока. По форм-фактору оно ещё мало походило на известный нам пенный напиток, представляя собой скорее кашку на основе зёрен диких пшеницы и ячменя. То есть, первое пиво было очень нефильтрованным пшеничным.
Весьма котировали пенное и шумеры. По сети даже ходит байка, что одна из древнейших клинописных табличек, если вовсе не древнейшая, содержала именно рецепт изготовления его родимого. Фото этой таблички мне удалось найти:
Не знаю, как там насчёт рецепта - научиться читать клинопись не сподобился, - но схематичная зарисовка пивоваренного котла здесь вполне различима. А табличке, между прочим, шесть тысяч лет.
Впрочем, рисунок - это рисунок. А более материальные свидетельства пивоварения, обнаруженные в Месопотамии и Египте, датируются примерно 3500 годом до нашей эры.
Египтяне, при этом, начали мудрить с рецептурой и изобрели аж 17 сортов. Сохранилось название самого популярного сорта - "хек". От других он отличался тем, что был покрепче и был сладким. И кстати, судя по дошедшим до нас обрывкам бухгалтерских документов, строителям пирамид в Гизе в день полагалось полтора литра этого самого "хека" на физиономию. А потом некоторые ещё удивляются, как египтяне пирамиды умудрились построить =)
Грекам и римлянам, правда, пиво не зашло. Изначально - потому, что виноград у них рос где попало, в то время как для выращивания ячменя приходилось покорячиться - гористая местность же. А впоследствии у них произошёл не самый дружественный контакт с германцами, которые пенное уже тогда с удовольствием варили и как не в себя потребляли. Потому пиво стало ассоциироваться с варварством и дикостью, и для цивилизованного эллина/квирита стало фу такое пить.
Впрочем, по мере расширения империи отдельные римляне в провинциях его всё-таки распробовали. Так, в руинах одного из римских фортов в Британии обнаружился архив с деловой корреспонденцией тамошнего гарнизона. И в числе прочего нашлось письмо командующего гарнизоном к вышестоящему начальству вот такого вот умилительного содержания: "У легионеров закончилось пиво. Прошу вас дать приказ о срочной доставке".
Когда же Античность завершилась и началось Средневековье, в истории пива пошли самые славные страницы.
Для начала, в пивоварении произошла подлинная революция: в рецепт пива был включён хмель. И, кстати, по одной из версий впервые это было сделано на Руси. Так ли это на самом деле, точно сказать сложно, однако, факт есть факт - рецепт достаточно быстро распространился по всей Европе. Кроме Британии - там вместо хмеля использовали смесь травок, называемую "грюйт". Однако, со временем хмель завезли и к ним.
В Западной Европе локомотивами развития пивоварения стали монастыри. Причин сразу несколько. Во-первых, пиво, как продукт, производный от зерна, считалось пригодным к употреблению в пост. Что, вообще говоря, не по канонам - но отнимать у монахов эту радость никто не стал. Во-вторых, монастырям платили десятину крестьяне - и платили они её преимущественно зерном. Как следствие, в монастырских кладовых его образовывались излишки. Которые, конечно, можно было к вящей славе Господней перепродать, пустив вырученную звонкую монету на богоугодное дело благоустройства монастырской территории. Но, в самом деле, зачем продавать сырьё, если из него можно сделать пиво, которое и самой братии в радость, и на продажу идёт за намного лучшую цену? И, наконец, в-третьих. Монахи в своих монастырях, удалившись от мирской суеты, никуда уже не опаздывали. И потому вполне могли посвятить любое количество времени совершенствованию рецептуры и добавлению в неё изысков.
Кстати, достаточно распространён стереотип, что пиво в Средние века дули вместо воды представители всех возрастов, поскольку вода из реки была слишком грязной. И потому загнивающая Европа утопала в повальном пьянстве, в то время как трезвая и здравая Русь обходилась квасом. Но это правда только отчасти. Действительно, пить воду из реки в черте города дураков было немного. Вот только напиток, которым её заменяли, на пиво не тянул. Он, кстати, был известен и у нас, и назывался он "подпивце". Так вот, градусов в нём было не больше, чем в квасе. И суть обеззараживания была не в градусах, суть была в том, что на одном из этапов приготовления подпивце подергалось термообработке.
Также в Средние века пивовары догадались упростить изначально несколько трудоёмкий способ приготовления пива спонтанным брожением (в бельгийской школе пивоварения это называется "ламбик"). Достигли они этого культивированием пивоваренных дрожжей. Так в пивоварении и выделилось два магистральных направления: эль, приготовлявшийся верховым брожением, и лагер, приготовлявшийся низовым. Последний вариант оказался наиболее демократичным, и именно его мы в наши дни чаще всего подразумеваем, когда говорим "пиво".
Тогда пиво, в общем-то, и приобрело близкий к современному вид. Различные мэтры и мэтрики пивоварения, конечно, продолжали изгаляться над рецептурой, кто во что горазд - и изгаляются по сей день. Однако, сформировавшаяся в Средние века основа остаётся неизменной.