Сегодня мы рассмотрим причины выхода из строя ступиц режущих узлов БДМ.
Как мы знаем существует несколько вариантов ступиц БДМ . Это обслуживаемые, необслуживаемые, ступицы с обратной сферой.
Производители в своих публикациях указывают на качественные подшипники и уплотнения, увеличенную гайку м27 и другие нововведения
Но чтобы понять каким образом происходит поломка ступицы БДМ нужно увидеть вышедшую из строя ступицу.
На предлагаемом образце мы видим стандартную необслуживаемую ступицу. Обратите внимание на отложения пыли в канавке механического лабиринтного уплотнения. По нашему мнению именно пыль является прямой причиной выхода из строя этой ступицы режущего узла.
Как это происходит?
У всех производителей схема защиты узла от пыли выглядит примерно следующим образом.
- Механическое лабиринтное уплотнение, выполненное в сопряжении ось-корпус. Это лабиринтное уплотнение необходимо для недопущения попадания крупных фракций земли и растительных остатков внутрь узла. Соответственно, чем меньше зазор в сопряжении замка механического уплотнения тем лучше, и тем меньше агрессивных сред вступают во взаимодействие с внутренностями узла. У нас проектируемый зазор в соединении составляет 0,5 мм. (У некоторых производителей орудий бдм зазор достигает 5 мм, что является откровенным браком, обрекающим узел на быструю «смерть» в течение одного сезона.)
- Сальник 85х60х1. Первым защитным звеном внутри узла является сальник. Пыль, попадающая внутрь узла оседает на шейке в зоне работы сальника. Поскольку пыль сильнейший абразив, сходный по составу с составом шлифовальных кругов, пыль быстро шлифует шейку оси вне зависимости от ее твердости и выводит из строя сальник в результате чего возникает зазор и выход из строя системы уплотнения. Пыль получает прямой доступ к подшипникам .
- Далее в зависимости от того обслуживаемая или необслуживаемая ступица режущего узла БДМ.
Если узел обслуживаемый, то пыль получает контакт с консистентной смазкой (литол или солидол). Чем этой смазки больше в зоне контакта, тем сложнее пыли добраться до тела подшипника 7509. Именно поэтому фермеры, понимая связь причины выхода из строя узла БДМ с пылью выбирают обслуживаемые узлы и шприцуют их не останавливаясь, максимально отодвигая смазку с попавшим в ее состав абразивом от тела подшипника. И если это выполняется, то узел работает достаточно долго, несмотря на то что сальник уже вышел из строя. Затраты литола при таком механизме эксплуатации иногда превышают 0,5 кг в сезон на один узел БДМ.
Если ступица режущего узла необслуживаемая, то после выходы из строя сальника пыль получает контакт с защитным кольцом необслуживаемого подшипника.
Кольцо является дополнительным барьером и пока оно не изношено подшипник не повреждается. Как только пыль истирает защитное кольцо подшипника ступицы так происходит лавинообразное разрушение подшипника и выход из строя узла в целом.
- Встречается также узел на жидкой смазке компании МИК и других производителей. На самом деле жидкая смазка оправдана только там, где скорости вращения велики, а консистентная смазка не может выполнить своего предназначения. Общаясь с клиентами мы всегда приводим в пример автомобильные ступицы, которые вращаются на порядок быстрее чем ступицы бдм, но среди которых не встречаются ступиц на жидкой смазке. Однако смысл ступицы Мик на жидкой смазке по нашему мнению в другом. Основная задача жидкой смазки — смазка контактных зон сальника. Жидкая смазка легче проникает в эти зоны в результате чего сальник служит дольше. Однако если сальник уже вышел из строя, происходит вытекание жидкой смазки и быстрое разрушение узла.
- Также есть варианты с кассетным уплотнением. Отечественное кассетное уплотнение действительно может повысить срок службы узла в несколько раз. Но на практике этого не происходит. Причина этому проста. Кассетное уплотнение может нормально функционировать только в тех ступицах, где отсутствуют люфты. Если в узле имеется люфт происходит перекос уплотнения, трение и износ гораздо более быстрыми темпами чем запроектировано.
- Особняком стоит ступица БДМ с обратной сферой (на прижим). Фермеры утверждают, что такая ступица работает дольше обычной. И если брать среднестатистическую ступицу БДМ с обычной и ступицу с обратной это утверждение подтверждается.
Но как получается что узел, в котором подшипники более нагруженные, работают больше чем узел, в котором подшипники расположены с меньшим плечом силы?
Ответ по этому вопросу тоже пыль. Поток земли при работе стандартного узла движется навстречу уплотнению с щелью. Если узел имеет минимальный зазор абразив отсекается системой лабиринтов и не попадает на сальник. Если этот зазор больше чем допустимо, то происходит лавинообразное накопление абразива во внутренних частях ступицы, что ведет к выходу ее из строя.
Если сфера обратная (диск на прижим), то земля, двигаясь по внутренней сфере диска не встречает зазоров в которые она может проникнуть. Именно поэтому и служит такая ступица больше, хотя должно быть наоборот.
И еще один момент который по нашему мнению имеет значение. Борона должна эксплуатироваться в соответствии с назначением. Не допустима эксплуатация бороны с чрезмерным заглублением (более 15 см). При значительном заглублении (20 см) происходит прямой контакт ступицы с поверхностью поля. Что соответственно приводит к тому что абразив по давлением бороны легко проникает в соединения механического уплотнения, накапливается и выводит из строя ступицу БДМ .
Итог очевиден. Рекомендуем покупать ступицы у проверенных производителей, с минимальными зазорами, с хорошей полной гарантией.
Не рекомендуем купить ступицу режущего узла БДМ по сверх низкой (самой низкой) цене, поскольку такая цена говорит только о том, что ступица некачественная, не имеет гарантии, имеет в составе дешевые комплектующие или не имеет комплектующих, которые должны в ней быть.
Также советуем не пренебрегать инструкцией по эксплуатации бороны и выбирать режимы обработки поля в соответствии с рекомендациями производителей орудия.
Обсуждения по этой теме на сайте Сельхозтехника - ЛМЗ "Алмаз" >>>