Найти в Дзене
СамЭлектрик.ру

Разница между американскими двигателями и отечественными

Оглавление

Было время, когда всё импортное, а особенно американское, считалось эталоном качества. Такую продукцию было трудно достать даже за большие деньги. Я уверен, что среди читателей найдутся такие, кто хорошо помнит слово дефицит.

В наше время с деньгами можно позволить себе многое. Некоторые даже стали приобретать технику из США. Возможно, что они руководствовались тем самым принципом — американское оборудование качественное и очень надёжное. Электродвигатели там, разумеется, отличаются от отечественных, поэтому предлагаю разобраться в данном вопросе вместе. Если есть мнение — поделитесь им в комментариях!

Стандарты

В Канаде, Соединённых Штатах Америки и других, зависящих от США странах, стандарты для широкого ассортимента электротехнической продукции устанавливает Национальная ассоциация производителей электрооборудования (NEMA). Конкретно для электродвигателей существует стандарт NEMA № MG1.

Если кратко, то ситуация в мире со стандартами обстоит примерно так
Если кратко, то ситуация в мире со стандартами обстоит примерно так

На остальной части планеты действуют стандарты IEC (МЭК). Национальные стандарты России базируются на основе стандартов IEC.

Частота

Начнём, конечно, с частоты электрической сети. В США этот показатель составляет 60 Гц, в то время как у нас и в странах Евросоюза, частота составляет 50 Гц. Возникает вполне резонный вопрос — что произойдёт с американским асинхронным электродвигателем, рассчитанным на работу только с частотой 60 Гц, если он подключён к отечественной электросети?

При том же напряжении питания.

Начнём с трёхфазных электродвигателей. Основным условием беспроблемной работы американского электродвигателя, изготовленного по стандарту NEMA, является понижение питающего напряжения на 1/6 часть. При этом скорость вращения, при номинальной нагрузке будет составлять 5/6 от его номинальной скорости.

Иными словами, во сколько раз понижается частота, во столько раз должно понизиться напряжение.

Для асинхронного двигателя главное - постоянное соотношение U/F, оно должно быть равно 7,6.

Кстати, коэффициент 7,6 лежит в основе принципа частотного регулирования.

За пруфом далеко ходить не надо. Большинство производителей выпускают двигатели по двум стандартам - на 50 и 60 Гц. Главное условие - если меняется частота, должно меняться и номинальное напряжение. Пример - двигатель горелки парового котла:

Шильдик асинхронного электродвигателя на 50/60 Гц
Шильдик асинхронного электродвигателя на 50/60 Гц

Обратите внимание - номинальные токи и косинус остаются неизменными, меняется только мощность и (логично) скорость вращения.

Небольшой оффтоп - скорость вращения (min-1) зависит только от частоты напряжения и количества пар полюсов. Исходя из известной формулы n = 60F/p (p - количество пар полюсов), ситуация с синхронными оборотами будет такой:

ВОЛЬДЕК А,И. Электрические машины-1974
ВОЛЬДЕК А,И. Электрические машины-1974

Другую интересную табличку нашёл в интернете:

Таблица - как работает 60-герцовый движок при частоте 50 Гц
Таблица - как работает 60-герцовый движок при частоте 50 Гц
Кому нужны формулы и теория - в конце будут ссылки на статьи и книги. В Дзене такое вообще не заходит.

Основным фактором, влияющим на срок эксплуатации американца будет увеличенный нагрев. Как и для любого другого двигателя, работающего не в номинале. То есть, он работать будет, но механическую мощность на его валу придётся уменьшить, иначе он перегреется. Можно зайти с другой стороны - увеличить эффективность охлаждения. Я недавно говорил об этом в посте:

Теперь разберёмся с однофазными асинхронниками. Здесь, основным фактором, который влияет на срок службы, является повышенная чувствительность к частоте питающей сети при запуске. Влияние нагрева здесь ещё больше. Поэтому подключать напрямую такой электродвигатель к сети, имеющую частоту 50 Гц не рекомендуется.

Вот пример из жизни (точнее, из комментариев к статье про номинальные мощности американских электродвигателей).

«Друг у меня лет 7 назад загорелся покупкой стационарной ленточной шлифовальной машинки. У нас таких тогда в продаже не было. Заказал на Е-бее из штатов. Аж из самой Пенсильвании к нему посылка шла. Пришла. Оснащена однофазным асинхронником мощностью около 500 Вт (уже не помню точно). Понятно, что на 110 В. Выпросил у меня понижающий трансформатор на 220/110 В. Был у меня один на 2 кВА. Мне не жалко, я отдал.

Короче, сгорел движок через полчаса работы. Ибо забыл мой друг (кстати, одногруппник) чему учили нас на теории электропривода и на электрических машинах. И дело не только в снижении мощности пропорционально частоте вращения. Тут и заваливание мех. характеристики двигателя и неучет вида мех.характеристики рабочей машины. Так что, не всё так однозначно...»

Американские 110В и российские 110В отличаются частотой. И это главная проблема. Изменить значение напряжения тоже не всегда можно. А постоянно контролировать нагрев и нагрузку на валу невозможно...

Внимательный читатель сразу предложит ответ в данной ситуации — используй частотный преобразователь! Однако, тут тоже есть свои подводные камни.

Во-первых, сам двигатель должен поддерживать такой режим (про охлаждение я говорил выше), а частотник должен быть правильно настроен, чтобы соответствовать характеру нагрузки. Во-вторых, акустическое воздействие частотника может быть весьма заметным. Особенно если частотный преобразователь не установлен в специальном шкафу. Ну и в третьих, цена.

Ок, посмотрим, чем ещё отличаются двигатели в Калифорнии и где-то под Таганрогом.

Лошадиная сила

Мы привыкли, что механическая мощность электродвигателей измеряется в ваттах или в киловаттах. Для рядового жителя США в этих единицах измеряется потребляемая электрическая мощность, а механическая — в лошадиных силах.

Перевести одни единицы в другие можно, воспользовавшись формулой:

1 лошадиная сила (Horse Power =745,7 Вт=0,7457 кВт. Бывают значения 735, 736 Вт и другие. Видимо, разные лошадки)

Привожу таблицу соответствия номиналов американских NEMA двигателей и "советских" IEC двигателей. Данной информации в удобоваримом виде в интернете не нашёл, поэтому таблицу составил сам.

Соответствие номиналов двигателей
Соответствие номиналов двигателей

Кстати, номиналы сечений проводов AWG тоже не переводятся "в лоб". И нужна таблица соответствия, которую можно посмотреть в этой статье:

КПД

Коэффициент полезного действия электромотора можно выразить как процентное отношение электрической мощности, которую он потребляет к выходной механической мощности.

Стандартом NEMA предусмотрена следующая буквенная маркировка КПД электродвигателей.

КПД не как у людей -не числом а буквой.
КПД не как у людей -не числом а буквой.

Степень защиты от окружающей среды

Мы привыкли к обозначению IP. Однако, стандарты NEMA предполагают использование своих кодировок. Для перевода их сделана следующая таблица. При этом использовать её для обратного перевода, то есть из IP в NEMA не следует.

Степени защиты
Степени защиты

Пользоваться этой таблицей просто. Серый прямоугольник в столбце «А» говорит о том, что эта степень защиты выше, чем у первой цифры данного кода IP. Чёрный прямоугольник говорит о том, что степень защиты выше, чем у второй цифры кода IP.

Вторая часть статьи, про подключение американских двигателей:

Заключение

Конечно, тема очень объёмная и раскрыть её в одной статье не получится. Тем более что информации по данному направлению не очень много.

Предлагаю всё обсудить в комментариях и пролить свет знаний на это тёмное пятно неведения. Как говорится: одна голова — хорошо, а две — лучше!

Если есть по этой теме литература и хорошие статьи, кидайте ссылки в комментарии! А вот что есть по этой теме у меня:

Коллекция книг по электрике на блоге СамЭлектрик.ру

Там смотрите разделы про ПЧ и Электродвигатели.

Некоторые статьи про Америку, Двигатели и ПЧ на Дзене СамЭлектрик.ру

------------------------------------

Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!