Найти в Дзене
Тайная вечность

Почему в СССР «Москвич» на автомате в серию не пошел

Если спросить любого автолюбителя, что общего между автомобилем Москвич и автоматической коробкой передач, то скорее всего вы получите ответ — ничего.
Ведь любой автолюбитель знает, что ни на одну серийную модель Москвича автоматическую трансмиссию так и не поставили. Однако, самое интересное то, что именно автомобили Москвич еще с модели под индексом М-400 и заканчивая последней с номером 2141, потенциально могли получить автомат.



Началось все еще в 1947 году, когда для Москвич М-400 разработали автоматическую трансмиссию. Собрали три экспериментальных агрегата. Для тестирования закупили два подержанных Опель Кадетта. На них поставили автоматы и приступили к испытаниям. Еще одну коробку тестировали на стенде. Результаты проведенных испытаний, вместе с документами и изделиями передали из Германии в столицу СССР. Там они и потерялись в главном отраслевом инжениринговом центре НАМИ.

Однако на этом история не закончилась, следующее поколение Москвичей могло получить уже отечественную коробку передач. Для ее создания даже научились изготавливать отдельные комплектующие. Результатом трудов стала собранная автоматическая трансмиссия которую установили на Москвич, и в 1956 ом году отправили опять же в НАМИ. И она снова благополучно затерялась. Причем бесследно.

-2



Но инженеры МЗМА сдаваться не собирались. Как раз начались разработки третьего поколения автомобиля. Уж очень хотелось работникам завода поставить автоматическую трансмиссию хотя бы на эту модель. Но рвения не оценили в Министерстве. Там прозрачно намекнули, что тратить лишние средства и время на разработку не стоит. Мол не зачем баловать советский народ. Все прекрасно и на механике ездят.

Но главный конструктор решил сыграть с козырей. Был предложен цикл испытаний для экспортного варианта Москвич-412. Страна постоянно нуждалась в валюте. Поэтому для испытаний дали зеленый свет. Собрали пару Москвичей с коробками от Borg Warner. Один экземпляр у нас в Москве, второй в Англии у дилера. Полноценные ходовые испытания продлились до осени 1970 го года.

-3



По их результатам стало ясно, что в целом Москвич с АКП вполне нормальный автомобиль. Никаких нареканий по ресурсам не возникло. Был выявлен небольшой недостаток — подтекало масло. С ним можно было бы справиться. Однако в серию автомобиль не пошел. Полноценная разработка серийного производства автоматов для страны оказалась непосильной задачей, а уговорить иностранных дилеров самих устанавливать свои коробки на наши Москвичи не удалось. Так что идея еще немного повитала в воздухе и заглохла в 1972 ом году, мелькнув напоследок в экспериментальном Москвиче 3-5-6.

Если же вернуться к технической стороне вопроса, то для Москвича М-400 предполагали сделать трехтупенчатую коробку автомат, а на М-2141 хотели поставить уже вариатор. Помимо этого эта модель могла стать еще и полноприводной.