Перед началом Второй мировой войны на фирме «Хейнкель» были проведены работы по повышению боевой эффективности бомбардировщика Не.111, заметно отразившиеся на изменении внешнего вида самолета. Благодаря модернизации на протяжении первой половины 2МВ характеристики Не.111 были вполне сопоставимы с характеристиками аналогичных самолетов ведущих авиационных держав мира. Однако уже к середине войны «Летающая лопата» стала сдавать свои позиции: несмотря на установку на самолете более мощных двигателей, улучшения его характеристик практически не происходило. Тем не менее, в Люфтваффе Не.111 оставался популярным - он нравился немецким летчикам своей высокой надежностью, отличным обзором из кабины, хорошей устойчивостью и управляемостью на всех режимах полета.
P.S.: ниже состав оборонительного вооружения дается по стандартам, установленным для той или иной модификации; однако в реальности он часто этому стандарту не соответствовал. Это было связано как с недостатком тех или иных «стволов» и заменой их другими, так и с довооружением старых, слабо вооруженных моделей дополнительными пулеметами ради усиления их обороны. Не стоит так же забывать и о «народном творчестве»: сами пилоты могли «тасовать» наличные «стволы» и, исходя из собственного опыта, менять их местами…
САМОЛЕТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ – «КОСОНОСЫЕ»
Модификация Не.111Р
Работы конструкторов «Хейнкеля» по улучшению обзора из кабины самолета полностью изменили весь нос бомбардировщика. Носовая секция стала шире и короче; кабина пилота, ранее возвышавшаяся уступом, теперь была вписана в контур фюзеляжа. Ее полностью остекленная носовая часть обеспечивала наилучший обзор. Чтобы рационально использовать внутренний объем, кабину сделали асимметричной: левая сторона, где находился пилот, получила округлую форму, а правую для удобства работы бомбардира оставили прямой. В полете штурман-бомбардир располагался на складном сиденье справа от пилота, чтобы не заслонять ему обзор вперед-вниз. А во время воздушного боя и бомбометания он перемещался в переднюю часть кабины, где находились бомбовый прицел и 7,92-мм пулемет MG.15.
Приборная панель теперь крепилась на крыше кабины, обеспечивая летчику максимальное поле обзора. На посадке при плохой видимости пилот поднимал свое кресло и наблюдал за обстановкой, высунув голову через сдвинутую панель. При рулении по полосе штурман так же контролировал обстановку, высунувшись из кабины через откидной люк с правой стороны. Через него же он быстро покидал машину в случае аварии.
Также отличием Не.111Р от предшественников стала неубираемая нижняя гондола за бомбоотсеком, в которой стрелок располагался лежа. Гондола, сменившая выдвижную «корзину», создавала меньшее сопротивление воздуху и обеспечивала углы обстрела до 90 градусов. Кабина верхнего стрелка вместо козырька снабжалась сдвижным прозрачным колпаком, почти полностью закрывавшим стрелка в полете.
Не.111Р-1 оснащался двумя двигателями DB.601А-1 взлетной мощностью 1.100 л.с. Но чтобы исключить зависимость от поставок двигателей из-за увеличения выпуска истребителей, решили параллельно с Не.111Р выпускать точно такой же Не.111Н, оснащавшийся двигателями Jumo.211.
Не.111Р-1 появились в войсках весной 1939 г., однако уже после выпуска 68 (по другим источникам 95) Р-1 в серию пошли Не.111Р-2, отличавшийся только новой радиостанцией FuG.10; а 48 Р-1 переделали в учебно-тренировочные Не.111Р-3 с двойным управлением. К началу войны 1.09.1939 г. Люфтваффе успели получить 349 бомбардировщиков Не.111Р.
В октябре 1939 начался выпуск Не.111Р-4, на котором благодаря полученному в боях над Польшей опыту наконец-то усилили вооружение, доведя его до 6-7 «стволов». В дополнение к трем имевшимся MG.15 (в носу, в надфюзеляжной установке и в нижней гондоле) добавили направленный назад неподвижный пулемет в хвостовом конусе (ставился не на все машины), второй подвижный пулемет в носу для бомбардира (направленный вперед-вверх), и еще два MG.15 выставили в боковые окна фюзеляжа. Для обслуживания боковых пулеметов на Не.111Р-4 ввели пятого члена экипажа, которому, как и штурману, в бою приходилось «разрываться» между двумя «стволами» (вероятно, поэтому «бомбардирский» пулемет «не прижился» - на фотографиях и в хронике второй носовой пулемет встречается довольно редко, и в основном – на машинах раннего этапа войны).
В правом фюзеляжном бомбоотсеке Р-4 помещались четыре 250-кг бомбы, в левом - дополнительный 840-литровый бензобак, значительно увеличивший дальность полета. Кроме того, «под брюхом» установили два внешних бомбодержателя PVC.1006L для 500-кг бомб. Чтобы не мешать сбросу бомб из бомбоотсека, внешние бомбодержатели ставились со смещением влево – под отсек с бензобаком. Также в связи с неожиданно большими потерями от атак польских истребителей на Р-4 усилили защиту: бензобаки стали протектировать, установили бронеспинку кресла пилота и бронеплиты у стрелков.
Производство бомбардировщиков Не.111Р завершилось в начале (по другим источникам – летом) 1940 г. – из-за высокой потребности в моторах «Даймлер-Бенц» истребительной авиации. Последними версиями этого самолета были Р-6 (их истребительные моторы DB.601N на 1.175 л.с. имели слишком короткий ресурс, и выпуск серии быстро прекратили), а также Р-5, Р-7, Р-8 и Р-9; но они выпускались лишь в нескольких экземплярах – для экспериментов. Сколько всего произвели бомбардировщиков He.111P сказать трудно: в разных источниках цифры сильно «гуляют» (если они вообще встречаются) - от около 1.000 до более 1.500…
ТТХ Не.111Р-4: Двигатели: 2х1.100 л.с. (DB.601A-1). Максимальная скорость: 395 км/ч на высоте 5.000 м. Дальность: 2.400 км. Потолок: 8.000 м. Вооружение: 6-7х7,9-мм пулеметов. Бомбы: 2.000 кг. Экипаж 5 человек
Многоликая модификация Не.111H
Как уже говорилось, чтобы исключить зависимость от поставок двигателей из-за расширения выпуска истребителей, фирма «Хейнкель» параллельно с версией Не.111Р, использовавшей моторы «Даймлер-Бенц», стала выпускать под обозначением Не.111Н точно такие же самолеты, но с двигателями «Юнкерс» Jumo.211. Внешне Р и Н были одинаковы, отличаясь лишь различным оформлением выхлопных патрубков; да еще воздухозаборники нагнетателя у DB находились с левой стороны мотокапота, а у Jumo – с правой.
«Дублер-двойник» Не.111Н-1 пошел в серию в мае 1939; он оснащался моторами Jumo.211A-1 взлетной мощностью 1.010 л.с. А летом начался выпуск серии Не.111Н-2 с моторами Jumo.211A-3 взлетной мощностью 1.100 л.с.; в остальном Н-2 полностью соответствовали Р-2. Правда, последние машины этой серии, произведенные в октябре 1939, из-за опыта польской кампании получили усиленное вооружение по образцу Р-4 — шесть-семь 7,9-мм пулеметов (и пятого члена экипажа). А с ноября большой серией стал выпускаться ставший основным на 1940 г. вариант Не.111Н-3.
Базовая серия Не.111Н-3
Не.111Н-3 был оснащен оружием, броней и протекторами по образцу Р-4, и имел новые двигатели Jumo.211D-1 взлетной мощностью 1.200 л.с. (их капоты и выхлопные патрубки были одинаковы с Jumo.211А). Все бомбы размещались в бомбоотсеке (максимальная нагрузка — 2.000 кг).
Не.111Н-3 рассчитывался на выполнение задач не только сухопутного, но и морского бомбардировщика. Поэтому для обстрела атакуемых судов его вооружение усилили установкой в нижней гондоле спереди 20-мм пушки MG-FF (из-за нехватки пушек самолеты раннего выпуска получили вместо нее пулемет MG.15). Появление второго «ствола» в гондоле сделало положение стрелка-радиста незавидным. Он должен был лежа на животе с парашютом за спиной обслуживать задний пулемет, а по команде мгновенно поворачиваться на 180 градусов и открывать огонь из пушки. Теоретически это было возможно, но на практике… Кстати, экипаж Не.111Н-3 для действий над морем пополнялся шестым человеком – в него включался моряк-наблюдатель, умевший (в отличие от «сухопутных») ориентироваться в море. Производство H-3 продолжалось в течение всего 1940 года, и на какой-то срок он стал одним из самых широко распространенных бомбардировщиков фирмы «Хейнкель».
ТТХ Не.111Н-3: Двигатели: 2х1.200 л.с. (Jumo.211D-1). Максимальная скорость: 425 км/ч на высоте 5.000 м. Дальность: 2.060 км. Потолок: 8.000 м. Вооружение: 1х20-мм пушка, 5-6х7,9-мм пулеметов. Бомбы: 2.000 кг. Экипаж 5-6 человек
Версии, производные от базового Не.111H-3
С начала 1940 г. параллельно с Н-3 на его базе выпускалась так же серия Не.111Н-4, отличавшаяся от Н-3 только наличием наружных (смещенных влево) бомбодержателей, не мешавших сбросу бомб из правого бомбоотсека; а в левом отсеке установили дополнительные бензобаки на 835 литров, увеличившие дальность полета Н-4 до 2.600 км (против 2.060 км у Н-3).
Дальность, достигнутая на Н-4, вдохновила инженеров «Хейнкеля» на создание дальнего бомбардировщика, способного брать на борт сверхтяжелые бомбы. Новый Не.111H-5 использовал те же двигатели Jumo.211D-1, но последние машины получили более мощные моторы Jumo.211F-1 (по 1.300 л.с.). В обоих бомбоотсеках Н-5 стояли дополнительные топливные баки общей емкостью 1.670 литров, а вся бомбовая нагрузка подвешивалась снаружи. Бомбы до 500 кг - на два стандартных бомбодержателя PVC.1006. Более крупные бомбы крепились при помощи замков, установленных между бомбодержателями, в усиленных плитой створках бомболюка. Это позволяло самолету нести сверхтяжелые бомбы весом от 1.400 до 1.800 кг, и даже самую тяжелую бомбу в Люфтваффе: 2.500-килограммового «Макса» (поднять эту бомбу мог только Не.111Н-5). Правда, с «Максом» самолет пролетал всего 1.000 км; зато при минимальной бомбовой нагрузке в 500 кг дальность полета Н-5 составляла 3.200 км!
Тем не менее, несмотря на свои достоинства, Не.111Н-5 не выпускался массово: из-за чрезмерного веса Н-5 трудно управлялся, и мог взлетать только при наличии длинной бетонной взлетной полосы. Это существенно ограничивало возможности его применения во фронтовых условиях, и создавало много проблем экипажу в полете. А в начале 1941 г. серии Не.111Н-3, Н-4 и Н-5 в сборочных цехах сменили самолеты новой, базовой серии Не.111Н-6.
Базовая серия Не.111Н-6
Не.111Н-6 стал самым многочисленным, самым распространенным и широко применявшимся бомбардировщиком фирмы «Хейнкель». Н-6 выпускался с начала 1941-го, и являлся «унификацией»: в нем объединили наиболее удачные узлы всех предыдущих версий; причем Н-6 изначально рассчитывался на применение как на суше, так и на море - в качестве торпедоносца. Моторы Jumo.211F-1 (с другими выхлопными патрубками) взлетной мощностью 1.300 л.с. и деревянными винтами более широкого профиля разгоняли «шестерку» до 430 км/ч. Стандартная бомбовая нагрузка состояла из 4х250-кг бомб в бомбоотсеке и 2х500-кг бомб на внешних подвесках. Но вместо двух стандартных внешних бомбодержателей PVC.1006 на Н-6 можно было поставить или бомбодержатель ЕТС.2000 под 2.000-кг бомбу, или торпедодержатели PVC.2006В для двух 765-кг торпед LTF5b. Стрелковое вооружение соответствовало стандарту Не.111Н-3: 6х7,9-мм пулеметов и 1х20-мм пушка. Общий вес бронезащиты дошел до 315 кг: кроме пилота и стрелков на Н-6 бронеплитами прикрыли также маслорадиаторы и водорадиаторы двигателей.
Не.111Н-6 очень скоро появились практически на всех фронтах воздушной войны, и быстро завоевали среди экипажей популярность своей универсальностью (именно тогда у Не.111 и появилось прозвище «Madchen fur alles»). Они могли выполнять как тактические, так и стратегические задания. Не.111Н-6 использовали в качестве бомбардировщика (дневного, ночного, ближнего и дальнего), торпедоносца, транспортного и курьерского самолета, постановщика минных заграждений, истребителя (тяжелого и ночного) и штурмовика. Правда, недостаток дальности полета не позволял Не.111Н-6 долетать до стратегических целей в глубине Советского Союза.
ТТХ Не.111Н-6: Двигатели: 2х1.300 л.с. (Jumo.211F-1). Максимальная скорость: 430 км/ч на высоте 5.000 м. Дальность: 2.060 км, с перегрузкой — 1.960 км. Потолок: 8.500 м. Вооружение: 1х20-мм пушка, 5-6х7,9-мм пулеметов. Бомбы: 2.000 кг. Экипаж 5 человек
Серии, производные от Не.111Н-6
Вообще-то планировалось, что Н-6 пробудет на вооружении примерно год, а затем его заменят новые бомбардировщики. Однако на вооружении Не.111Н-6 оставался до 1943 года: тяжелый бомбардировщик Не.177А и средний Ju.288 оказались неудачными, и это заставило продолжить выпуск надежнейшего Не.111Н - несмотря на его быстрое старение. Соответственно, продолжились работы над новыми сериями этой модификациями самолета. Версии Н-7 и Н-9 почти не отличались от Н-6, и на вооружение приняты не были. Малочисленные Н-12 и Н-15 использовались только для испытаний «экзотических» типов ракетного вооружения, и никогда не посылались в бой. Но несколько разработанных на базе Н-6 серий стали специализированными боевыми версиями «Хейнкеля».
Так, Не.111Н-8 был специальным самолетом с устройством «траления» тросов аэростатов заграждения, прикрывавших индустриальные центры Британии. Эти «воздушные сосиски» создали немцам серьезную помеху для нанесения точных бомбардировочных ударов с малых высот. Поэтому Не.111Н-8 был снабжен параваном в виде V-образного ограждения из двухдлинных уголков, опиравшихся краями на концы крыльев, где стояли резаки. Ограждение должно было защищать планер и винты при столкновениях с тросами аэростатов, и срезать их, заставляя «сосиски» улетать вверх. Эти «тральщики» посылались вперед для очистки неба на пути других бомбардировщиков. Однако параван весом 250-кг + 250-кг противовес на хвосте (для сохранения балансировки) настолько снизили скорость, маневренность и управляемость машины, что уже после нескольких боевых вылетов 20 «оставшиеся в живых» (из 30 изготовленных) Н-8 лишили параванов и перевели в буксировщики планеров.
С учетом неудачи Не.111Н-8 фирма «Хейнкель» выпустила серию ночного бомбардировщика Не.111Н-10. Н-10 не имел паравана (лишь фонарь получил противоаэростатное усиление), но резаки на крыльях стояли. И, хотя шансы на гибель самолета (если трос попадал в промежуток между мотором и фюзеляжем) оставались довольно высоки, в целом Н-10 действовал эффективнее Н-8. На скорости тросы аэростатов сами соскальзывали по передней кромке крыльев, и срезались резаками на их концах. На «десятке» несколько изменили схему вооружения: 20-мм пушку MG-FF перенесли из подфюзеляжной гондолы в нос (бомбардиру), а на ее месте спереди гондолы поставили 7,92-мм MG.15. Но это – официальный штат; а в боевых частях экипажи разных версий «Хейнкелей» «тасовали» имевшиеся «стволы» так, как им захотелось…
С осени 1940 года в стремлении «выбомбить Англию из войны» Люфтваффе стали применять для разрушения британских городов в основном тяжелые бомбы. Для их «доставки» в 1941 была разработана модель Не.111Н-11, оснащавшаяся новым внешним бомбодержателем PVC,из которого торчало 20 «пальцев» для захвата 5х250-кг бомб. А после незначительной переделки этот бомбодержатель мог нести 3х1000-кг бомбы (по другим сведениям 2х1000-кг и 1х250-кг). А так как Н-11 применялись и днем, на них усилили защиту и оборонительное вооружение. В уязвимых местах самолета поставили еще несколько съемных бронеплит. Верхнюю пулеметную установку полностью покрыли бронестеклом (открытую заднюю часть фонаря, ранее прикрывавшуюся только в походном положении подвижной трехсекционной заслонкой, на этой модели заделали плоским бронестеклом). Ее 7,9-мм пулемет MG.15 заменили на крупнокалиберный 13-мм MG.131. В нижней гондоле вместо MG.15 с магазинным питанием поставили «спарку» более скорострельных ленточных MG.81Z. В дальнейшем уже в частях и боковые MG.15 заменяли «спарками» MG.81Z. Эти «переделки» обозначали как Не.111H-11/R1 (а вариант буксировщика планеров - Не 111Н-11/R2).
Затрудненный в темноте поиск целей и невысокая точность ночного бомбометания привели к созданию новой тактики обозначения важных объектов пожаром, вызванным зажигательными бомбами ведущего экипажа. На роль таких лидеров-целеуказателей предназначались новые Не.111Н-14. Для поиска в темноте нужных целей эти самолеты оснастили специальным навигационным и радиооборудованием: FuG.Samos, Peil-GV, AP.25, FuG.351. Внешне лидирующие бомбардировщики отличались дополнительными стойками антенн над фюзеляжем. Таких «целеуказателей» немцы построили от 50 до 100 единиц (данные в книгах сильно разнятся).
А осенью 1942 в войска пошел Не.111Н-16, ставший новой массовой серией, и базовой машиной для последующих специализированных версий - так же, как перед ним Н-3 и Н-6. Но об этих моделях, как и об экзотических «сиамских близнецах», будет рассказано в следующей статье…
Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111. (01): «Длинноносые»
Определитель модификаций «Летающей Лопаты» Не.111 (03): от «Косоносых» к «Сиамским близнецам»
Асы «Летающей Лопаты» (бомбардировщика Не.111)
Список других статей по теме «Определители модификаций самолетов – в помощь моделистам» находится здесь: https://dzen.ru/a/Y232242guQGIAwtA
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.