Найти тему
Informburo.kz

Как в Алматы появилась успешная сеть кофеен Big Apple

О том, как устроен “кофейный рынок” Алматы и как изменение культуры потребления кофе его меняет – в партнёрском материале для La Barca Family.

До недавнего времени кофейный рынок Алматы выглядел почти неизменно. Прочные позиции занимали несколько мировых сетей, такие как Costa Coffee, Starbucks, Traveller’s coffee, Angel-in-us, Marrone Rosso, и ещё несколько больших локальных кофеен – Coffeedelia, Coffeeroom и Cafeteria. В 2018-м на рынке появился заметный локальный игрок – сеть кофеен Big Apple Coffee.

-2
"Рынок действительно растёт. Своеобразной лакмусовой бумажкой является появление в стране главного мирового кофейного бренда Starbucks (а в Казахстан сеть пришла в 2015 году), – говорит национальный координатор SCA (Specialty Coffee Association) в Казахстане Павел Сериков, – кроме того, показателен рост числа местных обжарщиков, который произошёл за последний год. В Алматы появляется больше свежего и вкусного кофе, но уровень "кофейной образованности" потребителей растёт медленнее, чем хотелось бы. По-прежнему невелика популярность чёрного кофе, по которой можно судить о качественном состоянии рынка".

Что заказывают алматинцы в кофейнях и как построить уверенно растущий казахстанский кофейный бренд, рассказал основатель ресторанной группы La Barca Family Руслан Абишев.

Как появился проект Big Apple Coffee Shop?

Big Apple – это проект ресторанной группы La Barca Family. Название символизирует связь Алматы и Нью-Йорка. Создатели стремились устроить уютную и комфортную атмосферу для современных жителей мегаполиса. За два года под брендом Big Apple в Алматы открыли три кофейни.

По данным La Barca Family, в месяц гости кофеен заказывают около 20 тысяч чашек кофе, а дневная проходимость составляет 600 человек.

Первая кофейня Big Apple открылась в декабре 2016 года в бизнес-центре AFD на Аль-Фараби/Сейфуллина в формате эспрессо-бар. На этом тренировочном полигоне были откалиброваны качество продукта и квалификация персонала. Всё началось со 100 чашек кофе в день. А по состоянию на апрель 2019 года потребление кофе в Big Apple AFD выросло в три раза. При этом доля напитков в общем обороте кофейни достигает 50%, что считается отличным показателем и означает, что посетители приходят именно за кофе, а не используют кофейню в формате кафе.

-3

Спустя год компания открыла флагманскую кофейню Big Apple на пересечении улиц Абылай хана и Курмангазы, Тогда как практически все популярные кофейни Алматы завоёвывали популярность постепенно, Big Apple стал популярен сразу после открытия. Во многом этому способствовала удачная локация, но основная причина успеха в другом. По мнению основателя La Barca Family Руслана Абишева, это качественная проработка меню напитков и кухни.

Что привлекает посетителей Big Apple?

По мнению основателя Big Apple, определяющих фактора два – качественное зерно и строгое следование правилам приготовления.

Кофе для Big Apple обжаривает новосибирская компания Enthusiasm Coffee, основанная многократными призёрами профессиональных кофейных чемпионатов. В числе их достижений – первое место на Российском чемпионате по обжарке кофе и шестое – на мировом. Они находят наиболее интересные сорта кофе со всего мира и подбирают подходящую для них степень обжарки таким образом, чтобы вкус каждого сорта при заваривании раскрывался лучшим образом.

Квалификация бариста – то, над чем компания работает не менее активно. Возглавляет “кофейную” команду шеф-бариста Алексей Комардин, ранее работавший в российских сетях Traveller’s coffee и “Академия кофе”. Он отвечает за регулярное обновление кофейного меню и обучение бариста. Компания регулярно проводит обучающие тренинги для бариста с участием приглашённых российских тренеров и отправляет ключевых сотрудников на российские кофейные чемпионаты, чтобы они могли оценить свои навыки в сравнении с признанными “звёздами”.

“Успех первой кофейни Big Apple в бизнес-центре AFD обусловлен тем, что она повысила ожидания гостей от формата кофе-корнера, – рассказывает Руслан Абишев. – Так как во главе нашей философии стоит качество продукта, мы считаем совершенно естественным обеспечивать в небольшой кофейне в бизнес-центре такое же качество напитков, как и в большой, “полноценной” кофейне”.
-4

Помимо классики, в Big Apple представлен большой ассортимент альтернативных видов заваривания чёрного кофе: пуровер, кемекс, американ пресс, сифон, аэропресс, кофе по-восточному и австралийский лунго. Процент потребления альтернативного кофе пока не превышает 5-7%, но разнообразное меню specialty-кофе свидетельствует об уверенности в продукте – именно он демонстрирует качество зерна и обжарки, а также уровень мастерства бариста.

Команда Big Apple пристально следит за мировыми кофейными трендами и старается быстро представить интересные новинки. Так, хитами стали зелёный матча-латте и голубой матча-латте – популярные в США и Азии напитки на основе японского зелёного чая матча и тайского голубого чая матча, которые Big Apple популяризирует в Алматы .

“Самые строгие требования мы предъявляем к себе сами, потому что воспринимаем Big Apple как часть мирового кофейного рынка, – говорит Руслан Абишев. – Мы не ждём момента, когда тот или иной тренд “придёт” на местный рынок, мы стараемся чувствовать тренды первыми, чтобы дать нашим посетителям такие же впечатления, которые они получают при посещении кофейни в Нью-Йорке, Москве или Гонконге”.

Что кроме кофе должна предлагать кофейня?

За концепцию кухни ответственен бренд-шеф La Barca Family Андрей Зябликов. Он долгое время работал с известными “московскими итальянцами” Уильямом Ламберти и Джакомо Ломбарди, а до этого – целых 12 лет в московских проектах Андрея Деллоса (Manone, “Кафе Пушкинъ”, ресторан “Ле Дюк” и “Турандот”).

Требования к квалификации поваров Big Apple ничем не отличаются от критериев, применяемых к поварам La Barca и &Meat, – система закупки продуктов у компании единая.

-5

Упор кухни сделан на завтраки. Их в меню центральной кофейни около 30. Завтраки разделены на категории: “Каши”, “Сытные завтраки“, “Сладкие завтраки” и “Сэндвичи”. В меню представлены как классические завтраки на основе омлета и яиц пашот, так и изобретательные каши (например, овсяная каша со сливовым мороженым и вяленым виноградом). Есть и пока ещё редкие для алматинских меню “здоровые” позиции, например, смузи-боул с авокадо, шпинатом, гранолой и кокосовыми чипсами, cырники из кокосового творога с кремом авокадо и вишней, безглютеновый тартин с амарантом, гуакамоле и скремблом на кокосовом молоке.

По названиям может сложиться впечатление, что речь идёт о премиальном заведении с заоблачным ценником, но нет, это меню кофейни со средним чеком в 3 000 тенге. Руслан Абишев утверждает, что в этом нет ничего сверхъестественного – только продуманное совмещение ингредиентов и постоянный поиск новых поставщиков, которые могут предложить продукты, оптимальные по соотношению цены и качества.

Завтраки в Big Apple быстро приобрели популярность. Несмотря на то что они доступны весь день, кофейня на Абылай хана – одна из немногих в Алматы, где часы пик приходятся на время завтрака (с 8 утра) и обеда.

Естественным дополнением завтраков выступил хлеб собственной выпечки, который можно купить на вынос. В ассортименте – пшеничный багет, чиабатта, зерновой и безглютеновый хлеб.

На десерт

Все десерты для кофеен готовятся в собственном кондитерском цехе La Barca Family. За кондитерские изделия, выпечку и хлеб отвечает шеф-кондитер Малика Насырова, которая до прихода в команду La Barca Family более 10 лет проработала в InterContinental Almaty. В месяц кондитерский цех выпускает более тысячи килограммов кондитерских изделий.

-6

На базе кондитерского цеха был запущен сервис по заказу тортов La Barca, который позволяет сделать индивидуальный заказ для торжественного случая (например, свадебный торт) или просто заказать свежий торт к определённой дате. Все торты готовятся только после получения заказа – хранение готовых тортов в замороженном виде компания не практикует, так как это противоречит философии использовать только натуральные продукты высокого качества.

Не только вкусно, но и полезно

Любой сэндвич из меню можно приготовить на безглютеновом хлебе, а любой кофейный напиток – на альтернативном молоке (соевое, миндальное или кокосовое).

Третья кофейня Big Apple открылась в октябре 2018 года в фитнес-клубе World Class. Она ориентирована на адептов ЗОЖ. Меню кофейни содержит расширенный ассортимент низкоуглеводных и насыщенных белками позиций, а также натуральные витаминные смузи и шейки. По будним дням с 12.00 до 15.30 в Big Apple World Class подают ланчи в формате шведского стола. В меню соблюдены принципы сбалансированного питания для людей с повышенной спортивной нагрузкой.

-7

В марте 2019 года на базе Big Apple World Class запущена служба доставки здорового питания. Она объединяет медицинские знания и современные методы приготовления пищи. Рационы питания созданы совместно с известным алматинским нутрициологом Айгуль Утегеновой – сертифицированным специалистом по протоколам питания AIP, Ketogenic diet, FODMAP и GUPS. Есть рационы под разные задачи: похудение, набор веса или просто желание сделать питание более полезным и сбалансированным.

Что дальше?

По словам Руслана Абишева, в ближайшее время откроется 4-я кофейня в Алматы, после этого в планах – развитие проекта в Нур-Султане.

“Мы пришли на этот рынок надолго и имеем амбиции построить первую казахстанскую международную сеть кофеен. Но это в отдалённой перспективе, – рассказывает основатель La Barca Family, – на первом месте для нас остаётся качество, а не количество. Нам важно понимать, что уровень качества, который мы даём нашим гостям, непрерывно растёт”.