Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Чертеж немецкого велосипеда Diamant, исполненный по заказу советской военной администрации в 1945 году - экспонат Веломузея.

В коллекции Веломузея хранится несколько калек - чертежей общих видов различных моделей велосипедов знаменитого немецкого завода Diamant из города Хемниц. У этих калек очень интересная история - они были исполнены немецкими инженерами по требованию советской военной администрации (СВА) осенью 1945 года. Завод Diamant находился в Советской оккупационной зоне и контролировался Управлением СВА.

Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Летом 1945 года на завод прибыла комиссия из специалистов Главмотовелопрома и Наркомата Среднего Машиностроения для обследования предприятия. Обсуждался вопрос о демонтаже оборудования и отправке его в СССР для восстановления отечественного велопроизводства. Но, после изучения состояния завода было принято решение о восстановлении производства велосипедов на месте, в Хемнице. Большая часть продукции восстановленного завода поступала в счет обеспечения репараций в СССР.

Посмотрите обзоры репарационных велосипедов Diamant из коллекции Веломузея:

Среди членов комиссии был инженер и успешный велогонщик Кирилл Степанович Гладкий, представлявший Всесоюзное Конструкторское Бюро мотовелостроения. Именно по его заданию немецкие специалисты начертили чертежи общих видов большинства серийных моделей Diamant, а сам Кирилл Степанович внимательно исследовал технологии и оборудование завода, о чем был составлен отчет для Главка. Спустя 2 года Гладкий был назначен Главным конструктором Харьковского Велозавода. Именно тогда он и реализовал полученный "немецкий" опыт. Нет, на ХВЗ не скопировали немецкие велосипеды, как часто утверждается, хотя в конструкции моделей В-62 и В-53 явно прослеживается много общего с гоночными моделями Diamant - Кирилл Степанович сумел воспользоваться передовым немецким опытом, создав на его базе свои конструкции, сообразующиеся с возможностями советского велозавода и требованиями промышленности и торговли. Отголоском этих давних и малоизвестных событий как раз и являются чертежи, ныне хранящиеся в коллекции Веломузея.

Здесь можно ознакомиться с публикацией, посвященной послевоенному производству немецких велосипедов в Советской Оккупационной Зоне:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж общего вида велосипеда Diamant модели №83, выполненный немецкими инженерами по требованию Советской Военной Администрации в октябре 1945 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.