Найти в Дзене

Когда можно дарить родственнику квартиру, будучи в долгах — и суд оставит это в силе

В октябре 2023 года женщина получила в наследство долю в квартире в Москве, а через полгода подарила её своей двоюродной сестре. А в 2020 году дарительница начала банкротиться. Конкурсный управляющий подал заявление об оспаривании дарения доли. Он требовал, чтобы суд отменил сделку, и доля (стоимостью более 6 млн руб) ушла в конкурсную массу. Важно: оспаривание было не по банкротным основаниям, а по гражданско-правовым. Якобы сделка была мнимой. Почему конкурсный не стал оспаривать по банкротным основаниям? Потому что по срокам не получилось, сроки к тому моменты вышли. А сроки оспаривания по гражданским основаниям — 10 лет, поэтому в эти рамки оспаривание укладывалось. Основных аргументов у конкурсного было два: Судились долго. Первая и вторая инстанции решили, что конкурсный не прав и сделку оставили в силе. Кассация сделку отменила. Дело пошло в Верховный суд, и он решил оставить долю в квартире сестре. То есть решил, что первая инстанция и апелляция были правы. Подписывайтесь на мо
Оглавление

В октябре 2023 года женщина получила в наследство долю в квартире в Москве, а через полгода подарила её своей двоюродной сестре. А в 2020 году дарительница начала банкротиться.

Конкурсный управляющий подал заявление об оспаривании дарения доли. Он требовал, чтобы суд отменил сделку, и доля (стоимостью более 6 млн руб) ушла в конкурсную массу.

Важно: оспаривание было не по банкротным основаниям, а по гражданско-правовым. Якобы сделка была мнимой. Почему конкурсный не стал оспаривать по банкротным основаниям? Потому что по срокам не получилось, сроки к тому моменты вышли. А сроки оспаривания по гражданским основаниям — 10 лет, поэтому в эти рамки оспаривание укладывалось.

Основных аргументов у конкурсного было два:

  • у должницы на момент дарения уже были долги (значит, это был вред кредиторам);
  • дарение было совершено в пользу близкого родственника (значит, родственник 100% знал о намерении облапошить кредиторов). Вот вам и основания для отмены сделки.

Судились долго. Первая и вторая инстанции решили, что конкурсный не прав и сделку оставили в силе. Кассация сделку отменила. Дело пошло в Верховный суд, и он решил оставить долю в квартире сестре. То есть решил, что первая инстанция и апелляция были правы.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, там я публикую информацию, которой нет и не будет в Дзене.

Почему ВС РФ вынес такое решение?

Сами по себе родственные связи не означает, что родственник знает о финансовых делах другого родственника. А значит, из факта родства не следует осведомленность одаряемого о намерении должника вывести имущество (если такое намерение вообще существовало).

И даже неважно, были ли у дарителя долги на момент совершения сделки; чтобы суд отменил дарение, надо, чтобы стороны явно злоупотребили правом. А что считать злоупотреблением правом? Если у обеих сторон был умысел обвести кредиторов вокруг пальца, и этот умысел был явным. Конкурсный кредитор не доказал, что умысел был. Он пытался это доказать родством между сторонами сделки, но (см.выше) суд решил, что родство само по себе ничего не значит.

И кроме того, в деле не было мнимости (а конкурсный указывал именно на мнимость сделки). Что такое мнимая сделка? Это сделка, которая совершена только для вида, а на самом деле ничего не изменилось. Например, если бы даритель подарила долю в квартире, но при этом сама жила бы в той квартире, оплачивала комусулги и налог — это была бы мнимая сделка. Но в этой истории все было наоборот — в квартире жила двоюродная сестра, которой была подарена эта доля, и она же платила коммуналку и налоги. Так что все честно.

У меня в практике был случай, когда налоговая пыталась отсудить подаренную квартиру про долгах дарителя в 150 000 000 рублей. Причём инспекция ссылалась также на мнимость сделки

Там мать (должник на 150 000 000 руб) подарила дочери квартиру. Инспекция заявила, что сделка мнима, и что это вывод имущества. Но я эту сделку отбил, доказав, что дочь стала реальным, а не номинальным, собственником:

  • она продала квартиру добросовестному покупателю, который стал сдавать её;
  • пока квартира была в собственности дочери, она сама её сдавала, платила комуслуги и налог.

Выводы

Родство ≠ злоупотребление. Сам факт того, что имущество подарено родственнику, не доказывает, что они действовали в сговоре и хотели скрыть имущество от кредиторов.

Долги тоже сами по себе не показатель дурного умысла. Наличие долга на момент дарения не означает, что сделка совершена с целью причинить вред кредиторам. Суд интересует умысел, а не сама задолженность.

Чтобы отменить дарение, нужно доказать два элемента одновременно: умысел должника вывести имущество и осведомленность и участие одаряемого в этом умысле. То есть даритель и одаряемый должны действовать сообща. Если хотя бы один элемент не доказан → в отмене сделки откажут.

Мнимость нужно доказывать фактами. Если одаряемый реально владеет имуществом, живёт в нём, пользуется, платит коммунальные и налоги — сделка не мнимая.

_____________________

Я помогаю собственникам сохранять активы, оспариваю и защищаю сделки с должниками, веду банкротные процедуры на стороне должника и кредиторов. Если у вас юридические сложности с чем-либо из этого, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше.

Все мои соцсети и контакты здесь.

_____________________

Достаточно ли я компетентен, чтобы решить вашу проблему? Судите сами по моей практике:

Как мне удалось сохранить клиенту 46 000 000 рублей, отбив иск конкурсного управляющего об оспаривании сделки

Мне удалось защитить 3 760 000 рублей дивидендов, выплаченных банкротом

Спас для клиента квартиру при долгах в 150 000 000 рублей

Доказал в суде реальность сделки, благодаря чему пенсионерка сохранила купленную квартиру

Не допустил, чтобы налоговая взыскала дом и земельный участок при больших долгах

Помог обанкротиться человеку с долгами на 241 000 000 рублей

«Отмазал» женщину от кредита на 500 000 рублей без банкротства

Моя практика: спас 1 000 000 рублей, выплаченный должником после начала процедуры банкротства

Защитил клиента от субсидиарки на 20 000 000 рублей

Как на простого работника хотели повесить долг в 1 700 000 рублей из-за банкротства работодателя, но я этого не допустил

Как конкурсный управляющий хотел взыскать с простого бухгалтера 2 400 000 руб

Вытянул почти безнадёжную сделку, при том, что другой юрист уже проиграл аналогичный спор

Бухгалтер принимала деньги на карту и чуть не «попала» на 17 000 000 рублей

Защитил сделку от оспаривания в банкротстве на 4,1 млн руб в безнадёжной ситуации: участник должника и его займ

Юристы-обманщики заманили женщину в банкротство, а я списал её долг 600 000 руб одним простым документом без банкротства