Найти в Дзене

Как конкурсный управляющий хотел взыскать с простого бухгалтера 2 400 000 руб

В ноябре 2022 начала банкротиться компания. Конкурсный управляющий проанализировал сделки и видит: с мая 2019 по октябрь 2020 компания выплатила 2 400 000 руб бухгалтеру, которая работала по гражданско-правовому договору. Только вот этот же бухгалтер уволилась из этой компании месяцем раньше. А проработала она в ней аж с 2003 года. А конкурсному что надо? Оспорить сделки и вернуть уплаченное по ним в конкурсную массу должника. Ему с этого процент капает. В общем, управляющий решил, что вот оно и пошёл в суд. Дочитайте эту статью до конца и вы узнаете, какое значение для споров о признании сделок недействительными имеет экономическая целесообразность таких сделок, и как она помогает, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, там я публикую информацию, которой нет и не будет в Дзене. На первый взгляд казалось, что отбиться будет непросто, ведь ситуация и правда выглядела как вывод имущества: сотрудник сначала долго работает в компании, потом увольняет
Оглавление

В ноябре 2022 начала банкротиться компания. Конкурсный управляющий проанализировал сделки и видит: с мая 2019 по октябрь 2020 компания выплатила 2 400 000 руб бухгалтеру, которая работала по гражданско-правовому договору. Только вот этот же бухгалтер уволилась из этой компании месяцем раньше. А проработала она в ней аж с 2003 года.

А конкурсному что надо? Оспорить сделки и вернуть уплаченное по ним в конкурсную массу должника. Ему с этого процент капает. В общем, управляющий решил, что вот оно и пошёл в суд.

Дочитайте эту статью до конца и вы узнаете, какое значение для споров о признании сделок недействительными имеет экономическая целесообразность таких сделок, и как она помогает, казалось бы, в безвыходных ситуациях.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, там я публикую информацию, которой нет и не будет в Дзене.

Позиция конкурсного управляющего: должник с помощью бухгалтера выводил деньги перед банкротством

На первый взгляд казалось, что отбиться будет непросто, ведь ситуация и правда выглядела как вывод имущества: сотрудник сначала долго работает в компании, потом увольняется, тут же регистрируется как ИП и начинает оказывать этой компании услуги как ИП.

Причем вознаграждение ИП в первые месяцы его работы составляло около 260 000 рублей ежемесячно, то есть определенно больше заработной платы штатного бухгалтера в небольшой компании. Когда выводят с компании деньги, часто поступают примерно таким образом.

Есть три факта, которые кредитор или управляющий должны доказать, чтобы суд согласился отменить сделку на основании п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве:

  • она причинила имущественный вред кредиторам;
  • её цель такой и была — причинить вред кредиторам;
  • другая сторона сделки знала, что цель — навредить кредиторам.

Итак, все «крутится» вокруг вреда кредиторам. Если его нет, то нет даже предмета разговора.

А что такое вред кредиторам? Это когда сделка приводит к отрицательному экономическому эффекту для должника, то есть влечет изменение в соотношении активов и пассивов для должника с увеличением показателей в сторону пассивов.

Из фабулы спора такой «перекос» явно прослеживался и мне нужно было доказать экономическую обоснованность для должника работать именно так. Такая экономическая обоснованность нашлась.

Моя позиция: компания сэкономила на услугах бухгалтера, а не выводила деньги. Значит, никакого вреда интересам кредиторов нет

До мая 2019 у должника работало в штате 6 бухгалтеров. Ситуация с деньгами ухудшилась, и директор стал думать, что делать. Было решено уволить часть работников. Вот бухгалтеров и уволили. Но так как услуги бухгалтерии должнику нужны (пусть с деньгами плохо, но считать их все-таки надо), то одного бухгалтера попросили стать ИП и оказывать услуги по гражданско-правовому договору.

Теперь самое интересное. Экономическая целесообразность. Если бы у должника сохранился прежний штат сотрудников в количестве 6 бухгалтеров, то он понес бы затраты на выплату заработной платы в размере 4 600 000 руб + НДФЛ и страховые взносы, тогда как ИП за тот же период было выплачено всего 2 400 000 и никаких страховых, причем объем работы сохранился. Где же тут вывод денег? Тут налицо экономия, с чем и согласился суд, отказав управляющему в удовлетворении его требований.

О чём говорит этот случай?

Юрист, не специализирующийся на оспаривании сделок в банкротстве, попросту может не знать о важности экономической целесообразности сделки и с высокой долей вероятности представит в суд только первичную документацию, закрывающую сделку (договоры, акты, и т.д.), но как показывает практика и данный конкретный кейс, этого может быть недостаточно для «засиливания» сделки, помимо ее реальности иногда нужно раскрывать ее экономическую суть.

_____________________

Я помогаю собственникам сохранять активы, оспариваю и защищаю сделки с должниками, веду банкротные процедуры на стороне должника и кредиторов. Если у вас юридические сложности с чем-либо из этого, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше.

Все мои соцсети и контакты: https://tapy.me/evgeniy_advokat

_____________________

Достаточно ли я компетентен, чтобы решить вашу проблему? Судите сами по моей практике:

Как мне удалось сохранить клиенту 46 000 000 рублей, отбив иск конкурсного управляющего об оспаривании сделки

Мне удалось защитить 3 760 000 рублей дивидендов, выплаченных банкротом

Спас для клиента квартиру при долгах в 150 000 000 рублей

Доказал в суде реальность сделки, благодаря чему пенсионерка сохранила купленную квартиру

Не допустил, чтобы налоговая взыскала дом и земельный участок при больших долгах

Помог обанкротиться человеку с долгами на 241 000 000 рублей

«Отмазал» женщину от кредита на 500 000 рублей без банкротства

Моя практика: спас 1 000 000 рублей, выплаченный должником после начала процедуры банкротства

Защитил клиента от субсидиарки на 20 000 000 рублей

Как на простого работника хотели повесить долг в 1 700 000 рублей из-за банкротства работодателя, но я этого не допустил

-2