Недавно практически незамеченным прошёл юбилей особого рода: 25 лет назад, 22 сентября 2000 года, ровно в полдень, последний Fiat 126 Maluch из ограниченной серии из 1000 экземпляров под названием «Happy End» желтого цвета сошел с конвейера завода Fiat Auto Poland в Бельско-Бялой. Этот автомобиль попал в музей Fiat в Турине, а один из последних экземпляров — в Технический музей в Варшаве. Всего с 1973 по 2000 год на заводах в Бельско-Бялой и Тыхы было произведено 3 318 674 автомобиля Fiat 126. Из них в период с 1975 по 1992 год на экспорт было отправлено ровно 897 316 автомобилей.
Получается, этот итальянский малыш выпускался аж 28 лет!
Польские Maluch использовались во многих странах почти на всех континентах мира. Например, в период с 1985 по 1989 год более 23 000 штук были экспортированы в Китай, где работали... в качестве такси во многих китайских городах.
Но это был еще не конец зарубежных путешествий — в 1988 году модели Maluch покорили Австралию и Кубу (14 000 штук).
Но какова же история создания этой столь популярной некогда модели? Преемникам известных автомобилей всегда приходится нелегко. Особенно, если их предшественник является иконой. Мифом, гигантом. Пусть даже крошечным. Вот и Fiat 126 стал последователем легендарного 500, (1957-1975), который был воплощением бренда Fiat.
Но в начале 1970-х годов его форма, которая сегодня снова так любима, уже не соответствовала духу времени. Зато размеры были актуальны: с длиной около трех метров он отлично мчался по итальянским улочкам.
Кроме того, не нужно было разрабатывать дорогостоящую новую платформу. Из агрегатов только три верхние передачи четырехступенчатой коробки были наконец синхронизированы, чтобы обеспечить клиентам больше комфорта. Fiat вообще предпочел бы сохранить старый дизайн 500. Но создать на его основе четырехместный автомобиль было сложно.
Он был угловатым в стиле начала 1970-х, что имело положительный побочный эффект: в нем было место для четырех человек.
Но этот деловой дизайн не вызывал особых эмоций. В отличие от старого Fiat 500, 126-й, дебютировавший осенью 1972 года в Турине, не завоевывал сердца автоматически.
Его колесная база составляла 1,87 метра, как у 500, только длина немного увеличилась до все еще карликовых 3,05 метра. В отличие от 500, оснащение было лучше, задние сиденья можно было складывать.
В задней части по-прежнему грохотал двухцилиндровый двигатель, теперь с рабочим объемом 594 кубических сантиметров и мощностью 23 л.с. Этого хватало для набора 105 км/ч, что позже в проспекте было забавно названо «маршевой скоростью».
Поначалу Fiat 126 стоил в Италии 795 000 лир, и покупатели с удовольствием его приобретали: до 1980 года итальянские заводы выпустили 1 352 912 автомобилей.
Но неожиданно, примерно в 2000 километрах от Италии, Fiat 126 стал символом целой нации. В Польше с 1973 по 2000 год автомобиль производился по лицензии «Fabryka Samochodów Małolitrażowych» (FSM) в Бельско-Бялой и Тыхы под названием Polski-Fiat 126p.
Интересно, что, как пишет Энди Томпсон в своей книге «Автомобили из Восточной Европы», полякам не нужно было платить лицензионные сборы за итальянскую разработку. Вместо этого они должны были поставлять компоненты.
Благодаря своей относительно низкой цене, модель 126 быстро стала польским Volkswagen (в смысле «народного автомобиля»), который завоевал массы. Однако, 70 000 злотых за него все еще соответствовали 20-месячной заработной плате. Тем не менее, спрос был настолько велик, что в 1975 году был построен второй завод в Тыхы, где сегодня с конвейера сходит нынешний Fiat 500. Его крошечные размеры дали 126 прозвище «Maluch» («малыш», «маленький ребенок», «карлик»). Этот термин стал настолько популярным, что в 1997 году производитель принял его в качестве официального названия автомобиля. Сначала Polski-Fiat был почти идентичен итальянской базовой модели: различия заключались в более высоком шасси, модифицированной решетке радиатора сзади и передних стеклах поворотников, которые в Италии были белыми, а на других рынках — оранжевыми. Чтобы отличить его от оригинального итальянского автомобиля, к названию была добавлена буква «p».
В течение 1980-х годов 126p постоянно модифицировался. Сначала он получил улучшенные тормоза и новые колеса, затем были добавлены аварийные огни, чтобы соответствовать новым требованиям безопасности. В июне 1983 года с появлением 650E была увеличена степень сжатия и переработана головка блока цилиндров, что снизило расход топлива на пять процентов.
Эта модель получила название Fiat 126p FL. В 1985 году были добавлены один задний красный противотуманный фонарь и белый фонарь заднего хода; около 1987 года внедрили электронную систему зажигания и заменили недостаточный по мощности генератор.
После распада Варшавского Договора и политических перемен в Польше «Малух» продолжал жить. В 1994 году 126p получил еще один рестайлинг и некоторые детали от Fiat Cinquecento; эта версия получила название 126 EL. А на модели 126 ELX был введен нейтрализатор.
Наконец, в 1987 году в производство пошел 126 BIS с водяным охлаждением, двигателем объемом 704 кубов и мощностью 26 л.с.
Теперь максимальная скорость составляла 116 км/ч, а разгон до сотни занимал «всего» 33 секунды вместо 47.
BIS исчез с рынка Западной Европы (но не Польши!) в 1991 году в пользу Fiat Cinquecento.
В ФРГ Fiat 126 пользовался спросом благодаря своей цене: в 1986 году Fiat 126 стоил ровно 7790 марок, что на 2000 марок дешевле самой дешевой Panda. В проспекте даже было написано: «Если вы едете вчетвером, то стоимость поездки будет близка к нулю: менее пяти пфеннигов на человека!» Наибольшую известность здесь приобрел 126 «Bambino» на базе представленного в 1976 году «Personal 4» с толстыми пластиковыми бамперами. Благодаря этому длина увеличилась до 3,13 метра, кроме того, задние окна стали открываться. В июле 1977 года последовало увеличение рабочего объема (651 куб. см), теперь 126 развивал целых 24 л.с. Только с 1985 года, в ходе очередного обновления модели, автомобиль стало возможно запускать ключом зажигания, до этого между сиденьями находился рычаг(!).
Кроме Германии 126p экспортировался во многие страны Восточного блока и в течение нескольких лет был одним из самых популярных автомобилей в Польше и Венгрии. В Австралии в праворульном исполнении он также нашел небольшой рынок сбыта в период с 1989 по 1992 год под названием FSM Niki и был там самым дешевым автомобилем: за один Holden V8 можно было купить пять Niki.
Fiat 126p пользовался успехом и на Кубе, где также был одним из самых продаваемых автомобилей своего времени, и даже сегодня там, по оценкам, ещё бегают около 10 000 экземпляров. Его прозвище там: «Polqi» или «Polaquito» (маленький поляк).
Собирали Fiat 126p и в Югославии на заводе Zastava (Знамя), причем в больших количествах. Там 126 ласково называли «Peglica», («маленький утюг»), из-за его официального обозначения 126PGL.
В восьмидесятые в Польше на базе Fiat 126p было разработано несколько экспериментальных прототипов.
Также были разработаны универсал...
Очень интересно, кстати, как в одном и том же кузове получился и заднемоторный заднеприводный, и переднемоторный переднеприводный автомобили! Кому-то ещё такое удавалось? Мы не слышали. А вы?
На "Оку", кстати, смахивает. Не находите?