Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Относительно средний итальянский колесный артиллерийский тягач

Рассказ об итальянском колесном артиллерийском тягаче FIAT-SPA TM 40, который ныне находится на выставке "Моторы Войны"

Вопросы обеспечения артиллерии механической тягой стали актуальными еще в годы Первой мировой войны. Итальянцы в этом плане совсем не были на задворках прогресса, скорее наоборот. Военными машинами они занялись еще до Первой мировой войны, а в ее ходе ими оказались созданы весьма приличные колёсные тягачи, включая и тяжелые. Темпа они не снижали и в межвоенный период, что привело к разработке весьма примечательных образцов. Далеко не все из них широко известны, тем не менее, в мировой истории у них вполне видное место. А кое-что сохранилось до наших дней.

Сейчас машина выглядит таким образом.
Сейчас машина выглядит таким образом.

Увидеть итальянскую технику времен Второй мировой войны ныне можно крайне редко, тем более в ходовом состоянии. Тем не менее, есть и такие места. Одним из них является выставка "Моторы Войны", где значительная часть экспонатов находится в ходовом состоянии. В их числе есть и итальянские машины, одной из них является средний колесный артиллерийский тягач FIAT-SPA TM 40. Глядя на него, создается ощущение, что слово "средний" тут скорее не очень удачная шутка.

Такой машина прибыла в 2012 году.
Такой машина прибыла в 2012 году.

Надо сказать, что гусеничные тягачи стали популярными далеко не сразу. Скорость передвижения у них была крайне низкой, да и сами они получались заметно сложнее колесной техники. Между тем, еще в годы Первой мировой войны стали появляться колесные тягачи с полным приводом, а также с впечатляющими характеристиками. Итальянцы тут не отставали, а иногда даже всех опережали. Например, у них появился первый серийный тягач с "ломающейся" рамой, создал его Уго Павези.

"Уставшая". но комплектная.
"Уставшая". но комплектная.

Колесные тягачи семейства Pavesi P4-100 с середины 20-х годов выпускались силами SPA (Società Piemontese Automobili) в Турине. Концерн FIAT использовал данную марку для выпуска военной продукции, полностью ее переориентировав на военные машины к 1927 году. Тягачи эти были весьма примечательного вида - довольно короткие, с полным приводом, ломающейся рамой и непропорционально большими колесами. В дальнейшем итальянские колесные тягачи имели похожий облик.

Реставрация тягача закончилась в начале 2017 года.
Реставрация тягача закончилась в начале 2017 года.

К середине 30-х годов тягачи FIAT-SPA, созданные по схеме Павези, уже устарели. По этой причине был начат конкурс на создание нового артиллерийского тягача. При его создании учитывался тот факт, что новые итальянские орудийные системы могли перевозиться с более высокой скоростью. Первоначально по новой спецификации стали работать Alfa Romeo, Breda и Lancia, SPA же оказалась последней. Но она стала тем самым лесником, который всех выгнал из леса.

В Главном Храме Вооруженных Сил РФ.
В Главном Храме Вооруженных Сил РФ.

На сей раз разработка Società Piemontese Automobili была полностью самостоятельной. Она имела независимую подвеску, полный привод и полное управление, а также могучий дизельный мотор, что обеспечивало, в том числе, экономичность. Кроме того, тяговые усилия trattore medio SPA заметно превышали требования заказчика (5 тонн). Да и средняя скорость возки системы оказалась выше запланированных 20 км/ч. Посему кто выиграл конкурс, было очевидно.

На "Моторах Войны".
На "Моторах Войны".

Естественно, победа в конкурсе не стала случайностью. За сравнительно небольшой фирмой, как уже говорилось, стоял концерн FIAT. Например, 6-цилиндровый мотор объемом 9,37 литров и и мощностью 105 лошадиных сил при 2000 об/ми носил обозначение FIAT Tipo 366. Порой, кстати, и всё изделие могло именоваться FIAT, а индекс FIAT-SPA использовался скорее для приличия. Кстати, и компоновочные решения, примененные в trattore medio SPA, также легко находятся в продукции FIAT.

Дизельный мотор поначалу дает такой выхлоп, что аж сигнализации срабатывают.
Дизельный мотор поначалу дает такой выхлоп, что аж сигнализации срабатывают.

Официально на снабжение итальянской армии trattore medio SPA был принят 1 мая 1941 года. Теперь он обозначался как FIAT-SPA TM 40. Впрочем, принятие на вооружение не означало быстрый запуск в серию. Реально FIAT-SPA TM 40 начали массово производить с 1942 года. И это стало большой проблемой. Столь совершенная машина так и не смогла полноценно заменить колесные тягачи семейства Pavesi P4-100, коих произвели раз в 10 больше.

Доступ к мотору из салона вполне достаточный.
Доступ к мотору из салона вполне достаточный.

Тем не менее, FIAT-SPA TM 40 успел повоевать и в Северной Африке, и на советско-германском фронте. Как правило, таскал TM 40 гаубицу Obice da 149/19 modello 37 и зенитную пушку Cannone da 75/46 C.A. modello 34. Но это штатно, так вообще его тяговых усилий хватало для таскания 9-тонной 90-мм зенитки Cannone da 90/53. Таким образом, итальянский колесный тягач находился где-то между немецкими полугусеничными тягачами Sd.Kfz.6 (5 тонн) и Sd.Kfz.7 (8 тонн). Если сравнивать с советскими тягачами, то он был близок к "Коминтерну".

Если же требуется демонтаж, мотор снимают через решетку радиатора. Система взята с FIAT 626.
Если же требуется демонтаж, мотор снимают через решетку радиатора. Система взята с FIAT 626.

Поздний запуск в серию сделал своё черное дело. До конца декабря 1942 года в войска отправили всего 48 таких тягачей. Использовались они преимущественно для таскания 149-мм гаубиц. Еще примерно 90 тягачей успели сделать до сентября 1943 года. Сколько-то FIAT-SPA TM 40 выпустили для немцев (Radschlepper 110 PS Spa (i) typ TM 40), в том числе с эрзац-кабинами. Так что очень удачный образец произвели небольшой, даже по итальянским меркам, серией - где-то несколько сотен штук.

Шасси простотой не отличается.
Шасси простотой не отличается.

Всё это привело к тому, что до наших дней FIAT-SPA TM 40 сохранилось совсем немного, максимум с десяток штук, включая послевоенные переделки. Из них ездящих и того меньше - всего несколько штук, основная масса ходовых экземпляров находится в Италии. В России, до 2012 года, таких машин не было вовсе. Экземпляр, о котором идет речь в данном материале, стал первым из FIAT-SPA TM 40, который попал в Россию после Великой Отечественной войны.

Багажник на самом деле нужен как снарядная укладка.
Багажник на самом деле нужен как снарядная укладка.

История у данной машины весьма нетривиальная. Изготовили ее в 1942 году, далее тягач оказался в Северной Африке. Машина разделила судьбу итало-немецкой группировки, которая капитулировала в мае 1943 года. Далее, уже в качестве трофея, тягач уехал в США, где долгие десятилетия гнил под открытым небом. Впрочем, могло быть куда хуже, по крайней мере, сохранилась машина в комплектном состоянии. Ну а далее наступили более оптимистичные времена.

Естественно, есть и лебедка.
Естественно, есть и лебедка.

Тягач выкупил один английский коллекционер, после чего FIAT-SPA TM 40 снова пересек Атлантику. Правда, возможностей восстановить самому у нового владельца не оказалось, ибо много других проектов. В конце-концов, тягач уехал в Россию, оказавшись у нас в 2012 году. Новым хозяином стал коллекционер Вячеслав Лен, некоторое время машина ждала своего часа, а далее, наконец, нашелся подрядчик, который довел дело до конца. Так единственный в России FIAT-SPA TM 40 стал еще и ходовым.

Баки находятся под полом.
Баки находятся под полом.

Надо сказать, что для своих габаритов и массы (более 6,5 тонн) машина отличается весьма высокой подвижностью. В ходе показов, которые иногда проводятся на выставке "Моторы Войны", тягач с полной нагрузкой едет где-то под 40 км/ч. В этом смысле выбор итальянских военных оказался правильным. Колесный тягач с полным приводом и полным управлением неплохо чувствует себя на бездорожье (проверялось и у нас), а при езде по шоссе он явно быстрее гусеничной машины.

Место водителя.
Место водителя.

Аналогично Pavesi P4-100, у среднего артиллерийского тягача весьма умеренные габариты, если мы говорим по длину. А вот про высоту никто ничего не говорил. Когда машина стоит рядом с танком, она выглядит ничуть не менее впечатляющей. Дополняют образ очень большие колеса. Надо сказать, что среди итальянских производителей военной техники весьма популярным решением была компоновочная схема "мотор в кабине". Она позволяла заметно сократить длину машины без сокращения длины кузова.

Пассажир едет вместе с бачком.
Пассажир едет вместе с бачком.

Были, понятное дело, и минусы, связанные с комфортом внутри кабины и обслуживанием двигателя. Но в случае с FIAT-SPA TM 40 это не такая уж и большая проблема. Во-первых, за счет развитого капота доступ к мотору из кабины не представляет проблем. Во-вторых, при необходимости мотор, вместе с КПП и радиатором, можно вынуть через съемную решетку радиатора. Данное техническое решение пришло от FIAT, если конкретизировать, взято оно с FIAT 626.

На втором ряду едут двое номеров расчета.
На втором ряду едут двое номеров расчета.

При сравнительно небольших габаритах машина довольно просторная. В салоне 8 посадочных мест, с 3 рядами кресел. Сзади имеется внушительных размеров багажник, который на самом деле являлся снарядной укладкой. Делался багажник таким образом, что при необходимости ставились съемные укладки, то есть достигалась универсальность. Конечно, боезапас был ограниченным, но в целом его вполне хватало для минимального ведения огня.

А вот на заднем диване четверо.
А вот на заднем диване четверо.

Ездит FIAT-SPA TM 40 где-то раз в год, тут надо ловить момент и следить за соцсетями выставки. Кстати, интерес машина вызывает не меньший, чем танки. Еще бы, по габаритам она, как уже говорилось, мало уступает даже средним танкам. А уж ощущения от езды непередаваемые. Одним словом, итальянские инженеры создали крайне интересную машину. Вот только итальянское командование явно свои силы переоценило, как и собственную промышленность. Посему исход войны для Италии оказался немного предсказуемым.

Другие статьи по итальянским военным легковым и грузовым машинам 1915-1945 гг, а также машинам на их базе:

История FIAT 508 CM, легкого итальянского командирского автомобиля на базе малолитражки FIAT 508 C Balilla 1100

Рассказ об итальянском легком командирском автомобиле FIAT 508 CM из коллекции "Трофейные Машины" Максима Зубарева

История Camioncino FIAT 1100 CM, грузопассажирской версии FIAT 508 C, на которую также ставилось вооружение

Легкий полноприводной артиллерийский тягач FIAT-SPA TL 37, один из примеров удачных итальянских разработок военного периода

Рассказ об итальянском легком артиллерийском тягаче FIAT-SPA TL 37 из коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова

Легкий многоцелевой полноприводной грузовик FIAT-SPA AS 37, созданный специально для использования в Северной Африке

Camionetta SPA AS 42 Sahariana, колесная машина, созданная специально для диверсионно-разведывательных целей в условиях пустыни

Вооруженные варианты итальянских полноприводных машин FIAT-SPA TL 37 и AS 37

История Camionetta Desertica AS 43, патрульной машины, которой пришлось воевать в Италии, а не в Северной Африке

История Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale, бронетранспортера на базе Autocarro Sahariano AS 37

Autoblinda A.S.43 и другие бронированные варианты патрульной машины Camionetta Desertica AS 43

История итальянского среднего артиллерийского тягача FIAT-SPA TM 40

История опытной итальянской бронемашины-разведчика Vespa-Caproni, одной из самых странных машин в своём классе

История Lancia Lince, итальянской копии английской бронемашины-разведчика Daimler Dingo

История FIAT 626, основного итальянского грузовика среднего класса военного периода

Рассказ о грузовом автомобиле FIAT 626, ранее находившемся на выставке "Моторы Войны"

История FIAT 666, более крупного собрата грузового автомобиля FIAT 626, а также машин на его базе

Итальянский трехосный грузовой автомобиль FIAT 621 P и его испытания в Советском Союзе

История FIAT-SPA 38 R, самого массового итальянского грузовика, созданного специально для военных