Найти тему
Юрий Пашолок

Боевая машина диверсантов по-итальянски

Camionetta SPA AS 42 Sahariana, колесная машина, созданная специально для диверсионно-разведывательных целей в условиях пустыни

Несмотря на большие амбиции Бенито Муссолини и политику Mare Nostrum (дословно "внутреннее море"), предполагавшую максимальный контроль побережья Средиземного Моря, Италия не торопилась вступать в войну. На то имелись вполне веские причины. Одно дело амбиции, а совсем другое реальное положение дел. Италия являлась полуаграрной страной, с далеко не резиновым бюджетом и ограниченными возможностями по производству вооружения, а также военной техники. Про танкостроение и говорить не приходится: полноценное серийное производство началось только в середине 30-х годов, да и то речь ша о танкетках семейства L 3. Что-то более существенное появилось только к концу 30-х годов, а выпуск более-менее приличных танков Carro Armato M 13 началось и того позже - во второй половине 1940 года. Фактически во Вторую мировую войну Италия вступила не готовой к ней. Это во многом объясняет нерешительность действий, в том числе и на главном ТВД - в Северной Африке. Не говоря уже о том, что война была объявлена и Англии, бывшему союзнику в Первой мировой войне. Сами итальянцы это восприняли неоднозначно, а итоги операции "Компас" лишний раз показали ошибочность поспешного принятия решения Муссолини вступить в войну на стороне Германии. Если бы не немцы, их союзники могли полностью проиграть еще весной 1941 года.

Опытный образец AS 42, июнь 1942 года.
Опытный образец AS 42, июнь 1942 года.

Надо сказать, что у итальянцев далеко не всё так было плохо, как это может показаться. Одной из сильных сторон итальянской армии являлась колесная техника. В этом плане итальянцы смотрелись даже получше, чем французы. Конечно, диагноз "хорошо, но мало" вполне можно ставить и итальянскому военному автомобилестроению, но бардака всё же было куда меньше. В том числе и потому, что число автомобильных марок оказалось куда меньше. Основной сегмент военной техники закрывался продукцией FIAT и ее подразделения - SPA (Società Piemontese Automobili). Силами SPA была создана целая линейка армейских машин, включая и полноприводные. Также в Турине был разработан и один из лучших бронеавтомобилей Второй мировой войны - Autoblinda 41. В отличие от итальянских танков, Autoblinda 41 нисколько не уступал одноклассникам и отлично подходил для действий в условиях Северной Африки.

Внутри салона. Водитель, как и на Autoblinda 41, сидел по центру.
Внутри салона. Водитель, как и на Autoblinda 41, сидел по центру.

Боевые действия в Северной Арфике были весьма специфичными. Неспроста в 1941-43 годах случился настоящий бум развития колесной бронетехники. Создавалась она специально для действий в пустыне, где колесные машины имели преимущества перед танками. Высокая подвижность и большая дальность действия являлись важными показателями. Кроме того, частым явлением стало использование разведывательно-диверсионных групп, которые применяли вооруженные грузовики. Первыми такую практику применили англичане, но занимались подобным и немцы, и итальянцы. Больше того, Италия стала той страной, которая поставила на поток специальные машины для ДРГ. Создавались они, прежде всего, на базе полноприводных автоаобилей. В начале 1942 года появилась первая такая машина - Camionetta Desertica AS 37. Создавалась она на базе "пустынной" версии артиллерийского тягача FIAT-SPA TL 37, известной также как AS 37. Дальнейшим развитием темы стала во многом уникальная машина - Camionetta SPA AS 42 Sahariana. В отличие от Camionetta Desertica AS 37, которая всё же была переделкой уже имеющегося автомобиля, AS 42 создавалась с нуля.

Кузов для машины изготовлялся силами Officine Viberti.
Кузов для машины изготовлялся силами Officine Viberti.

Причины появления AS 42 лежали на поверхности. Основой матчасти итальянских диверсионно-разведывательных групп были обычные грузовики, в которых устанавливалось различное вооружение. То же самое, кстати говоря, относилось и к английским ДРГ, включая LRDG и SAS. Бронемашины для подобных целей не очень-то годились, поскольку броня увеличивала массу машины и снижала дальность хода. Посему броневая защита обычно у таких машин либо отсутствовала совсем, либо была крайне локальной. При этом Camionetta Desertica AS 37 не полностью устраивала итальянских военных. Подвижность у AS 37 была, конечно, повыше TL 37, но 50 км/ч - это маловато. Требовалось что-то более быстрое, а главное способное служить платформой для установки различного вооружения.

Серийный вариант со штатным вооружением в виде пулемета Breda 37.
Серийный вариант со штатным вооружением в виде пулемета Breda 37.

Новая машина требовалась для специализированных диверсионных групп, которые, подобно специальным подразделениям итальянской армии в Первую мировую войну, получили обозначение Arditi (дословно смельчаки или дерзкие). Первый батальон Ардити сформировали в мае 1942 года, а 15 сентября два батальона объединили в 10-й полк. Так вот, моторизованные Ардити и получали специально разработанные машины. Они стали результатом совместной разработкой SPA (шасси) и Officine Viberti (кузов), поэтому иногда машину именуют как Camionetta Desertica Mod 42 (SPA-Viberti). Рецепт был довольно простым: на шасси Autoblinda 41, лишенное заднего поста управления, поставили специальный кузов. Иногда проходит информация, что кузов имел броню, но его конструкция явно намекает на ее отсутствие. Да и особого смысла в броне не имелось, кузов-то делался открытым. Получилось достаточно просторное внутри шасси, где изначально имелось сиденье только для водителя. Сухая масса машины составляла 4500 кг, а полная - 6000 кг. И вот эти 1,5 тонны предназначались, в том числе, для установки различного вооружения.

Первый вариант оснащения - противотанковое ружьё Solothurn S18-100.
Первый вариант оснащения - противотанковое ружьё Solothurn S18-100.

Штатно в машине устанавливалось крепление для станкового пулемета Breda 37 на вертлюге. Монтировался он справа от места водителя. Ну а далее всё зависело от того, какой вариант оснащения выбрать. Поставить можно было 20-мм противотанковое ружьё Solothurn S18-100, зенитную 20-мм автоматическую пушку Breda Mod.35, либо 47-мм противотанковую пушку Cannone Da 47/32 Mod.35. Всем трем типам орудий обеспечивался круговой сектор обстрела. Таким образом, итальянцы на практике реализовали то, над чем бились американцы в 1941-42 годах. Как огневая платформа AS 42 была намного более удачной, нежели 37 mm Gun Motor Carriage M6, прямой американский аналог на базе Dodge T214. Также существовала командирская версия с радиостанцией и пулеметом Breda 37. Еще одной визитной карточкой совместного детища SPA и Viberti стало большое количество 20-литровых канистр, которые возила машина. С ними дальность действия возрастала с 720 до 1400 километров.

Второй вариант оснащение - 20-мм автоматическая зенитная пушка Breda Mod.35.
Второй вариант оснащение - 20-мм автоматическая зенитная пушка Breda Mod.35.

Первый опытный образец AS 42 был готов в июне 1942 года. Благодаря мотору, который развивал мощность до 110 л.с., машина достигала скорости 84 км/ч. Средняя скорости по пустынной местности достигала 50 км/ч. Уже вскоре последовал заказ на 140 таких машин, первая из которых была сдана 28 августа 1942 года. Серийный образец был несколько доработан. Во-первых, внутри машины появились откидные сиденья для расчета, дабы было на чем сидеть на марше. Во-вторых, с боков стали монтировать приспособления для преодоления зыбучих грунтов. За осень 1942 года 10-й полк Ардити получил 20 машин, из которых 18 отправилось в Северную Африку.

Третий вариант - с 47-мм противотанковой пушкой Cannone Da 47/32 Mod.35.
Третий вариант - с 47-мм противотанковой пушкой Cannone Da 47/32 Mod.35.

Попали AS 42 на фронт к тому моменту, когда удача отвернулась от итальянской армии. Битва при Эль Аламейне закончилась для итало-немецкой группировки поражением, они откатывались в Тунис. В таких условиях и воевала группа Сахариано. Их снимки чаще всего и мелькают в случае с AS 42. Следом, 19 февраля 1943 года, в Тунис отправилась 103-я грузовая рота, но их матчасть оказалась потеряна по пути в Африку. Причем терялась она дважды: в ноябре 1942 года по Турину был нанесен бомбовый удар, в ходе которого уничтожили AS 42, предназначенные для 103-й роты. Что же касается группы Сахариано, то она продолжала воевать до 8 апреля 1943 года. Несмотря на сложную ситуацию, AS 42 сработали именно так, как и планировалось. Машины хорошо показали себя в ходе рейдов на вражеские колонны, нанося весьма ощутимый урон. Впрочем, на общую картину они уже повлиять не смогли.

"Континентальный" вариант AS 42 Metropolitano.
"Континентальный" вариант AS 42 Metropolitano.

В мае 1943 года, когда итало-немецкая группировка капитулировала, заказ на Camionetta AS 42 был сокращен до 80 машин, плюс 20 в версии 1943 года. Примерно в это же время появилась версия, известная как AS 42 Metropolitano. Фактически то же самое, но с большими ящиками по бортам вместо верхнего ряда канистр. Также, вместо пустынных покрышек, эти машины получили "континентальные" шины Artiglio. Из возможного вооружения убрали противотанковое ружье. Вместе с тем, машинам в пустынной комплектации всё же удалось еще повоевать. 113-я грузовая рота оказалась на Сицилии, правда, ничем особым не отметилась. Основная часть их машин оказалась потеряна в ходе бомбардировки еще 25 мая 1943 года. Остальные AS 42 погибли в бою 15 июля, причем их было всего 4 штуки.

Боевая карьера в Северной Африке оказалась недолгой.
Боевая карьера в Северной Африке оказалась недолгой.

В сентябре 1943 года AS 42 повоевали против немцев, но без особого успеха. Тем более что часть итальянской армии, включая 10-й полк Ардити, осталась на стороне немцев. Вот как раз с Ардити связан крайне интересный эпизод. Известно, что после операции "Малый Сатурн" итальянцы с первой линии советско-германского фронта исчезли. Так вот, вооруженное AS 42 Metropolitano подразделение засветилось в октябре 1943 года на территории Украины. Итальянцев, вместе с их машинами (всего их имелось 7 штук) влили в состав 2-й немецкой парашютной дивизии.

Под Кировоградом, начало 1944 года.
Под Кировоградом, начало 1944 года.

Надо сказать, что использование AS 42 в таком виде было весьма специфичным. Конечно, зима в районе Кировограда не столь суровая, но под морозы автомобили, предназначенные для действия в пустыне, попали. Насколько при этом они были эффективны, вопрос. Сами экипажи носили немецкую форму. Упоминается о том, что AS 42 использовались для противопартизанских операций, но без подробностей. Находилась дивизия на советско-германском фронте до мая 1944 года, после чего отправилась сначала в Германию, а затем в Нормандию. Сохранили ли итальянцы свои машины к тому моменту, вопрос.

Результат прямого попадания 75-м снаряда в машину PAI, 4 июня 1944 года, Рим.
Результат прямого попадания 75-м снаряда в машину PAI, 4 июня 1944 года, Рим.

Дольше AS 42 воевали в самой Италии. После того, как немцы разоружили итальянскую армию в сентябре 1943 года, часть машин досталось PAI (итальянской африканской полиции) в Риме. К июню 1944 года в составе PAI имелось 11 машин. Одна из них 4 июня 1944 года попала под огонь Medium Tank M4 во время боев за Рим. Упоминается использование данных автомобилей диверсантами из 10-й флотилии MAС.

Один из двух AS 42, который использовался во время восстания в Турине 26 апреля 1945 года.
Один из двух AS 42, который использовался во время восстания в Турине 26 апреля 1945 года.

Сколько именно выпустили AS 42, неизвестно. Минимум пара машин была сдана в апреле 1945 году, плюс до конца года, из задела, еще некоторое количество построили для полиции. Также полиции досталось 7 AS 42, переживших войну. Увы, до наших дней не дожила ни одна из этих интересных машин. Она стала примером удачной реализации концепции специальной "рейдовой" машины. Правда, появились AS 42 слишком поздно, чтобы серьёзно повлиять на боевые действия. Появись эти машины хотя бы на полгода раньше, попить крови они могли куда сильнее.

Список источников:

Le Camionette del Regio Esercito, Enrico Carretta, Luigi Finazzer, GMT, 2014

A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008