Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Легкий японский танк-путешественник

Рассказ о японском легком танке Тип 95 Ха-Го, который умудрился поездить по миру, в итоге вернувшись в Японию

Порой у бронетанковой техники времен Второй мировой войны послевоенная судьба оказывается гораздо интереснее, чем военный период. В одних случаях эти боевые машины оказывались участниками послевоенных конфликтов, порой даже не один раз. В других случаях у танка, имеющего музейную прописку, оказывалась весьма бурная карьера с точки зрения различных мероприятий, например, съемок в фильмах. Ну а порой бывает так, что машина умудряется прилично поездить по миру, меняя владельцев и континенты.

Таким этот танк был на Tankfest-2019.
Таким этот танк был на Tankfest-2019.

Именно такая история приключилась с одним из японских легких танков, Тип 95 Ха-Го. Это был самый многочисленный японский танк, ныне являющийся редкостью, правда, не везде. Кое-где эти танки сохранились в товарном количестве, откуда их потом стараются заполучить. Так вот, герой данного материала успел послужить в Микронезии, вернуться в Японию, уехать из Японии в Англии, пройти реставрацию в Польше, затем почти уехать в США, а затем снова вернуться в Японию

Он же вскоре после прибытия из Японии. Состояние сами видите какое.
Он же вскоре после прибытия из Японии. Состояние сами видите какое.

Ха-Го в принципе танк довольно интересной судьбы. Созданный в середине 30-х годов, он стал символом достижений японского танкостроения, которое смогло перейти к полностью оригинальным разработкам. Ха-Го был не похож ни на один другой танк того периода. Да, некоторые решение, как технические, так и компоновочные, могли заимствоваться, но не более того. Финальная конфигурация узлов и агрегатов получилась оригинальной, что было явным успехов японских инженеров.

Ржавый, но комплектный.
Ржавый, но комплектный.

Танк получился не только оригинальным, но и весьма удачным, особенно для второй половины 30-х годов. В то время часть стран создавали танки-одноклассники с пулеметным вооружением, японцы же сразу посчитали, что танку нужна малокалиберная, но всё же пушка. Также Ха-Го отличался достаточно высокой подвижностью, весьма удобным для экипажа боевым отделением, высокой надежностью и удобством обслуживания. Достаточно сказать, что мотор можно было обслуживать, не выходя из танка.

Внтури моторного отделения.
Внтури моторного отделения.

Естественно, называть Ха-Го верхом технической мысли не получится, и не самая лестная оценка данного танка специалистами НИБТ Полигона в 1940 году вполне справедлива. Вместе с тем, как рабочая лошадка этот танк был вполне адекватен, особенно для конца 30-х годов. Собственно, ключевой проблемой Ха-Го стало то, что полноценного сменщика ему так и не нашлось. Пик производства данного танка пришелся на 1940-1942 годы, когда он уже начал явно устаревать.

Роберт Левшик (на заднем плане), занимавшийся реставрацией танка.
Роберт Левшик (на заднем плане), занимавшийся реставрацией танка.

Наиболее успешно данные танки использовались в 1939-42 годах, а далее уже стало понятно, что Ха-Го стали статистами на полях сражений. Впрочем, это нисколько не мешало их применять вплоть до конца Второй мировой войны. Во-первых, зачастую ничего другого не имелось, а во-вторых, частенько так получилось, что на определенных участках только такие танки могли применяться. Особенно что касается островов Тихого океана, где Ха-Го применялись весьма интенсивно.

Англичане тоже с танками не церемонятся. Хоть "за дедушу не отомстили" :)
Англичане тоже с танками не церемонятся. Хоть "за дедушу не отомстили" :)

Самое интересное было дальше. Для японской армии всё закончилось в августе 1945 года. Далее был выбор - либо давать танки в металлолом, либо переделывать их в бульдозеры. Часть Ха-Хо в Японии переделали таким образом. Куда больше танков осталось в боевой конфигурации. Самым массовым оператором Ха-Го в послевоенный период стала армия Таиланда. Бывший союзник Японии весьма активно эксплуатировал данные танки, против живой силы, еще и слабо вооруженной, японского танка вполне хватало.

Этот же танк после возвращения в Японию.
Этот же танк после возвращения в Японию.

Не меньшее, чем у Таиланда, танков оказалось банально брошенным. Что-то было подбито в ходе боёв Второй мировой войны, так и оставшись стоять под открытым небом. В ряде случаев танки закончили войну капитуляцией частей, где они служили. Далее их просто бросили гнить под открытым небом, ибо они было не особо интересны ни как тягачи/бульдозеры, ни как музейные экспонаты. Далее некоторые из этих танков стали чьей-то собственностью, но обычно ими не занимаются.

Ныне это самый комплектный Ха-Го.
Ныне это самый комплектный Ха-Го.

Именно такая судьба оказалась у танка с серийным номером 4335, изготовленном в феврале-марте 1943 года, под занавес выпуска Ха-Го. Два с лишним десятка танков данного типа оказались на вооружение 52-й смешанной отдельной бригады, которую направили в Микронезию (в то время это была японская территория, которую в 1914 году отжали у немцев). Там она базировалась на острове Понпеи, самом крупном в архипелаге. В 1943-45 годах остров неоднократно обстреливал американский флот, но высадки так и не случилось.

Крепление тросов.
Крепление тросов.

В августе 1945 года японский гарнизон капитулировал без единого выстрела, такая же ситуация была на еще ряде островов. Основная масса техники, которая там находилась, была банально брошена. Понпеи перешел под американское управление, независимость он, в составе Микронезии, получил в 1986 году. Так вот, местные японские танки оказались на так называемой танковой ферме. Под этим обозначением скрывается по сути свалка, особого дела до сохранности техники там нет. Что со временем товар немного подгнивает, вообще никак не волновал.

Внутри тоже всё красиво.
Внутри тоже всё красиво.

В 1977 году рядом с Сироямой, Япония, открылся музей, посвященный памяти генерала Сайго Такамори, который за 100 лет до того покончил с собой. Для этого музея в 1981 году купили танк, который пребывал в довольно плачевном состоянии, хотя и оказался вполне комплектным. На тот момент это был единственный в Японии Ха-Го (исключая бульдозеры). Танки привели в порядок с точки зрения экстерьера, после чего отправили в военный музей Киото.

Аутентичный шанец и домкрат.
Аутентичный шанец и домкрат.

Дальше ситуация развивалась крайне удивительно. После закрытия музея в 1991 году танк поставили напротив отеля Shirahama Gyoen Hotel, рядом с Осакой. Находился он в парке при отеле, но само перемещение выглядело забавно. Так вот, в 90-е годы английский коллекционер, Оливер Барнем, который давно занимался японской темой, решил танк купить. На что получил категоричный отказ. Танком, надо сказать, никто не занимался, так что он продолжал заниматься тем - потихоньку гнить.

Это один из последних выпущенных Ха-Го.
Это один из последних выпущенных Ха-Го.

В 2004 году отель разорился, после чего его имущество пошло с молотка. Включая, внимание, и танк. В результате, когда заинтересованные люди спохватились, выяснилось, что танк продали в Англию. Реставрировать его, правда, стали не в Англии, поскольку мастерских там ограниченное количество, а мастеров еще меньше. Занялась машиной мастерская Роберта Левшика. Японский танк, купленный на распродаже отеля английским коллекционером, и отреставрированный в Польше. Да, бывает и так.

Мотор в доступе.
Мотор в доступе.

Первоначально предполагалось, что танк будет восстановлен для Пола Аллена, сооснователя Microsoft и большого любителя истории. У Пола Аллена была мощная коллекция военной техники и сам он очень много сделал для истории, одна только программа поиска затонувших кораблей чего стоит. Увы, в октябре 2018 года Пола Аллена не стало, поэтому появился новый заказчик. Им стала японская ассоциация, которую возглавляет Масахико Кобаяси. Так танк снова оказался в Японии. Не сразу, несколько раз его можно было видеть на Tankfest. В данном случае снимки с Tankfest-2019. Это был дебют танка, первый этап его С реставрации закончился в мае 2019 года.

С фарами пока ситуация компромиссная, наука еще не знает, как выглядели правильные рассеиватели фар.
С фарами пока ситуация компромиссная, наука еще не знает, как выглядели правильные рассеиватели фар.

Надо сказать, что на текущий момент это наиболее комплектный и аутентичный Ха-Го из сохранившихся. Вообще сейчас ходовых танков данного типа (на родных агрегатах) минимум пара штук, еще большее количество ездит не на родных моторах. Но данный танк явно среди них выделяется. На нем постарались поставить максимум аутентичных деталей, включая обвес. Разве что к фарам (точнее, к их рассеивателям) есть претензии, но тут пока наука не нашла родные детали.

Башня одноместная, но удобная.
Башня одноместная, но удобная.

Надо сказать, что судьба этого танка складывается куда лучше, чем у подавляющего большинства его собратьев, стоящих на территории Японии. Там даже отреставрированные танки стоят под навесами, видимо, местные военные считают, что этого хватит. Наверное, им когда-нибудь объяснят, что чудес не бывает. Частники же понимают гораздо лучше, что танк такой же механизм, как обычная машина, за ней надо ухаживать и иногда катать, иначе это быстро станет недвижимостью.

Пистолетные порты в открытом положении.
Пистолетные порты в открытом положении.

Ха-Го ныне находится в небольшом музее, располагающийся в Готембе. Машина пребывает в хорошем техническом состоянии, неоднократно выезжала на различные мероприятия. Благодаря деятельности Кобаяси и его коллег постепенно растет число уникумов, которые восстановлены до ходового состояния. Недавно удалось привезти из США средний танк Тип 97 Шинхото Чи-Ха. Так или иначе, но и в Японии зачастую больше историей военно техники дорожат частники. Кстати, та же ассоциация постепенно приводит в порядок Чи-Ха, стоящий в храме Ясукуни.

Список источников:

gigazine.net

the.shadock.free.fr

Другие материалы по японским легким танкам:

Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии

История Jyu-Sokosha Type 92 (тяжёлый броневик Тип 92), первого японского легкого танка собственной разработки, который официально именовался "тяжелым броневиком"

История малого танка Тип 97 Те-Ке, один из экземпляров которого ныне находится в парке "Патриот"

Рассказ о японском легком танке Тип 95 Ха-Го из коллекции Военно-Технического Музея Славы

Тип 95 Ха-Го капитана Ито Рикио, участник первой атаки японских танков на Шумшу

Рассказ о японском легком танке Тип 95 Ха-Го из 1-й танковой роты, лежащий на острове Шумшу

Легкий японский штурмовой танк Тип 3 Ке-Ру, появившийся методом скрещивания шасси одного танка и башни другого

Рассказ о японском танке-амфибии Тип 2 Ка-Ми из коллекции парка "Патриот"

История появления кнопки быстрой связи с экипажем танка, японское ноу-хау, которое оказалось на советских танках