Рассказ о японском танке-амфибии Тип 2 Ка-Ми из коллекции парка "Патриот"
Японская танкостроительная школа развивалась своим, весьма специфичным путем. Японские инженеры сначала активно изучали опыт французской и английской школ танкостроения, после чего создали что-то своё. В чем-то удачные, в чем-то не очень, японские танки заметно отличались от танков других стран. Их сложно спутать с чем-то еще, характерные конструктивные особенности четко говорят о том, из какой страны данная боевая машина.
В музейном секторе парка "Патриот" находится крупнейшая в мире коллекция японской бронетанковой техники. Все представленные в парке образцы являются трофеями советско-японской войны. Один танк, впрочем, выделяется особо. Речь идет о плавающем танке Тип 2 Ка-Ми (официально специальный катер Тип 2). Этот танк стал одним из участников Курильской десантной операции. 18 августа исполнилось 78 лет со дня десанта на Шумшу, есть смысл поговорить об одном из участников последнего сражения Второй мировой войны.
Желание получить плавающий танк появилось у японских военных еще в 20-х годы. Первой попыткой стали переговоры с Уолтером Кристи, но купить у него опытный образец плавающего танка не удалось. Действуя по принципу "помоги себе сам", японские военные начали эксперименты по плавающим боевым машинам семейства SR. Сначала речь шла про полугусеничный броневик Sumida, далее последовали танки-амфибии.
Исходная концепция японских плавающих танков мало отличалась от английского A4E11, он же Vickers-Carden-Loyd M1931. О копировании речь не шла, японские плавающие танки изначально были оригинальными по конструкции. Другое дело, что получилось примерно то же самое, как и у англичан. То есть небольшой танк-разведчик с пулеметным вооружением и ограниченной мореходностью. Переплыть речку такой танк мог, но не более того. Для японской императорской армии этого хватало, но не для флота. К концу 30-х годов армия утратила к плавающим танкам интерес, зато он появился у флота.
В 1940 году Mitsubishi получила заказ на плавающий танк от японского императорского флота. На сей раз задача стояла иначе. Требовался танк, способный поддерживать высадку морской пехоты (официально "специальные морские десантные силы"). Конечно, у моряков были и "нормальные" танки, но вариант с транспортировкой десантными плашкоутами подходил не всегда. Поэтому и появилась идея плавающего танка, который высаживался в первой волне и мог поддержать морпехов огнем.
Вслед за опытным образцом Тип 1 в 1942 году появился серийный танк, Тип 2. Причем официально это был и не танк, а "специальный катер тип 2". Такая формулировка удивлять не должна. Например, малые танки у японцев официально были "броневиками". Впрочем, обозначение "специальный катер" вполне подходит для того, что получилось. По уровню мореходности с японской разработкой могли соперничать только американские амтанки, которые создавались по схожей концепции. То есть не для пересечения речек, а как средство обеспечения десантных операций.
Если внимательно посмотреть на Ка-Ми, то именно этот танк, а не его сухопутные собратья, является настоящим образцом передового японского танкостроения. Для начала, это был первый серийный японский танк с полностью сварным корпусом и башней. Причем сварным был и его предшественник, SR III. То есть японцы варить броню вполне умели, вопрос скорее к количеству квалифицированных сварщиков (та же проблема, кстати, была и у англичан). Имелся и ряд других передовых решений, например, это первый серийный японский танк со спаренной установкой пушки и пулемета. Наконец, в своём классе это был едва ли не лучший танк. Амтанки всё же являлись производной амтрака, со всеми вытекающими последствиями. "Ка-Ми" же мог действовать на суше как обычный танк. При этом обеспечивалась приличная мореходность и длительная автономность.
Главная проблема "специального катера Тип 2" заключалась в том, что его боевое применение пришлось на период, когда Япония больше не нападала, а оборонялась. Поэтому танк и не особо себя проявил. Его коньком были десантные операции со штурмом укреплений противника, который не ожидал в этих местах танки. На Сайпане же, где "Ка-Ми" впервые применили, они использовались скорее как обычные танки. Финал такого применения был немного предсказуем. Чуть лучшие эти танки использовались при обороне Филиппин. В целом же их применение оказалось крайне неоднозначным.
Примерно то же самое можно сказать по поводу использование данных танков в Курильской десантной операции. В 1944 году на острове Парамушир появились 51-й и 52-й отряды береговой обороны, на вооружении которых имелось 16 "Ка-Ми". Они должны были действовать по заранее спланированному сценарию. В случае начала боевых действий на Шумшу гарнизон, размещавшийся на военно-морской базе Касивабара (ныне Северо-Курильск), оперативно перебрасывался на соседний остров. Плавающие танки находились в первой волне. Они перебирались через Второй Курильский пролив и присоединялись к обороняющим Шумшу войскам.
Утром 18 августа 1945 года начался десант, но не американский, как ждали, и не в районе баз Катаока (ныне Байково) или Касивабары, а на северо-востоке. Выбор точки десанта оказался неоднозначным, но в итоге это сыграло свою роль. Несмотря на тяжелые потери при высадке, силы Курильского десанта смогли закрепиться на севере острова и подойти к ключевой точке - горе Сирей-Сан (высота 171). Здесь удалось отбить две атаки японского 11-го танкового полка, который не успел подойти вовремя и потерял более трети танков. Погибла основная часть комсостава полка. Что же касается плавающих танков, то они успешно пересекли пролив, но к активной фазе боевых действий не успели.
Спустя несколько дней после высадки Курильского десанта гарнизон Шумшу и Парамушира начал капитуляцию. Танки, включая и все 16 "Ка-Ми", оказались в парке трофейной техники. Судя по всему, находился он в бухте Маячной. Далее эти танки использовались как мишени. Один из них в 2010 году был вывезен экспедицией Центрального музея Великой Отечественной войны. Автор материала принимал в этом участие. Также нашли поплавки, но вывезти их не смогли, а позже местные жители их скинули в воду (они быстро превратились в труху). Ныне этот танк находится на экспозиции музея. Поскольку подрядчика торопили, а образмериванием танка занимался он сам, "Ка-Ми" на Поклонке "не получился". Особенно это касается башни. Если ее поменять, то будет вполне ничего. Еще один "Ка-Ми" позже забрал Центральный Музей Вооруженных Сил РФ. Поскольку особенностей танка не учитывали, он приехал раздавленным. В принципе, еще что-то сделать с ним можно, но это будет еще больший макет, чем танк на Поклонке.
Впрочем, это второй и третий "Ка-Ми" с Шумшу. А вот у первого судьба оказалась куда более счастливой. В 1946 году танк, полностью комплектный, прибыл на НИБТ Полигон в Кубинку. Там его изучали, но без особого усердия, поэтому машина осталась вполне комплектной. Правда, и до него добрались "очумелые ручки" местных кудесников, которые пытались, в начале 60-х, поставить танк на ход. В результате танк лишился родной панели приборов, надстройки на башне и еще по мелочам. Учитывая, что в то время вытворяли на полигоне, он еще легко отделался. В любом случае, это единственный танк данного типа, который дожил до нашего времени в комплектном виде. Даже потенциально на ход можно поставить, но ну его в болото, учитывая "военный" подход.
До определенной поры судьба танка была неизвестной. В 2006 году наша малярная бригада наносила на него "рандомные" маркировки, поскольку танк был покрашен в серый свет. Такая окраска (с другим оттенком, естественно) была характерная для танков морской пехоты. В 1944 году она, кстати, поменялась на оливково-зеленый. Такого же цвета были и "Ками" из состава 51-о и 52-го отрядов береговой обороны. Вычислить, чьи это танки, удалось благодаря активности Вячеслава Мысова, который сделал очень много для исследования темы Курильской операции и японских войск на Курилах. Очень жаль, что его не стало летом 2021 года, в своё время очень много переписывались.
Вячеславу удалось найти снимки трофейных "Ка-Ми", среди них оказался и танк с башенным номером 501. На понтоне танка, ныне находящегося в парке "Патриот", приварена табличка с номером 501. Некоторое время считалось, что это серийный номер, но дальше выяснилось, что это башенный номер. Самое интересное, что сейчас танк стоит возле баннера, где есть его фото. В 2015 году на "Ка-Ми" чуть не нарисовали странные иероглифы, хорошо, что удалось это остановить. В принципе, нынешняя краска хоть и тёмная, но на "японский оливковый" вполне тянет. Осталось только нанести тот самый башенный номер.
Какой у танка был истинный номер, можно довольно легко определить. Вообще серия у "Ка-Ми" была небольшой, всего 184 штуки. Машина специфичная, потому и такая небольшая серия. У японцев серийный выпуск был еще большее специфичный. Далеко не всегда узлы одного танка подходили к другому, поэтому серийный номер дублировался на ряде деталей. У танка, который забрала Поклонка, серийный номер 69 нашелся под ступичной крышкой ведущего колеса. Так что выяснить серийный номер танка в "Патриоте" несложно.
По поводу ходовой части следует поговорить более подробно. Обычно пишется, что "Ка-Ми" построен на базе "Ха-Го", но это не совсем так. Мягко говоря. Действительно, ходовая часть создавалась на базе "Ха-Го", но от нее остались рога, да копыта. Поскольку танк плавающий, вопрос массы стоял очень остро. В результате все элементы ходовой части у "Ка-Ми" облегченные, даже траки. Кстати, у танков с Шумшу есть характерная особенность. Часть траков получила шпоры, поскольку местность на Курилах требовала дополнительного сцепления с грунтом.
Необходимость обеспечения высокой мореходности и, одновременно, сохранения нормальных характеристик на суше, заставила пойти на хитрость. На танке крепятся три поплавка - два спереди и один сзади. На танках раннего выпуска передние поплавки симметричны, а у машины из парка "Патриот" левый поплавок чуть шире правого. Видимо, чтобы лучше держались. В таком виде обзорность у механика-водителя никакая, зато обеспечивается высокая плавучесть. На башне ставился сбрасываемый колпак, а на надмоторной плите крепился шноркель.
Вообще поплавки для обеспечения плавучести применяли еще в 20-е годы, но японцы пошли гораздо дальше всех остальных. Во-первых, за счет крепления поплавков спереди и сзади плавучесть была лучше, не говоря о том, что исчезала необходимость делать обтекаемым корпус танка (обтекаемыми были поплавки). Во-вторых, на заднем поплавке разместили рули, что упростило корпус (в корме имелись гребные винты). В-третьих, сброс водоходного оборудования был простым и не требовал выхода экипажа из машины. С этой точки зрения у японцев получилось очень изящное решение непростой задачи. Да и не такой "Ка-Ми" и большой, это вы просто LVT(A)-1 не видели.
С точки зрения боевой эффективности "Ка-Ми" был равнозначен "Ха-Го", который послужил агрегатной базой для его создания. Поскольку для обеспечения плавучести корпус был значительно больше "Ха-Го", внутри было гораздо просторнее. Здесь легко размещается не то, что штатные 5 членов экипажа, но и, потенциально, десант. Внутри "Ка-Ми" вообще выглядит как автобус. Двигатель доступен для обслуживания изнутри. Минусом является более высокий уровень шума внутри, но за всё приходится платить.
Явным плюсом, по сравнению с "Ха-Го", стало боевое отделение. "Ка-Ми" получил двухместную башню, которая являлась производной "головы" японского легкого танка Тип 2 "Ке-То". Иногда эту башню ругают за тесноту, но вот как-то этого не заметил. Вполне себе нормальная башня легкого танка, с не самой плохой обзорностью. В наследство от сухопутного танка башня получила кормовой люк, но тут он явно не нужен. Залезали в башню через верхний люк, вполне удобный.
Как уже говорилось выше, "Ками" стал первым японским крупносерийным танком, который имел спаренную установку пушки и пулемета. Правда, не без странностей. Появление спаренного пулемета Тип 97 не заставило японцев отказаться от идеи-фикс. Возможность точной доводки по горизонтали, при помощи плечевого упора, оставили. В результате пулемет находился слева от пушки, а прицел между ними. Работать было не особо удобно, особенно перезаряжать пулемет.
В отличие от "Ха-Го", все "Ка-Ми" имели радиостанции, антенные порты размещались на кронштейне с левого борта башни. Вполне приличным было и вооружение, правда, если речь идет о 1942 году. Год спустя 37-м пушка Тип 1 стала явно слабоватой, хотя это можно говорить и о вооружении LVT(A)-1. Как показала практика, танкам-амфибиям более подходят орудия более крупного калибра (такое орудие появилось на LVT(A)-4). Японцы, впрочем, собирались идти другим путем. Предполагалось, что далее в серию пойдут более крупные танки Тип 3 "Ка-Чи", но повоевать они не успели. Да и были они слишком специфичными.
В любом случае, "Ка-Ми" следует считать большим успехом японской промышленности. Для тех задач, под которые он создавался, получилась адекватная боевая машина. Скорее вопрос в том, что требования не поспевали за развитием танков во время Второй мировой войны. Это общая проблема японской танковой промышленности.
Другие статьи по японским легким танкам и машинам на их базе:
Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии
История малого танка Тип 97 Те-Ке, один из экземпляров которого ныне находится в парке "Патриот"