33,5K подписчиков

Бронетанковая вивисекция по-японски

6,7K прочитали

Легкий японский штурмовой танк Тип 3 Ке-Ру, появившийся методом скрещивания шасси одного танка и башни другого

Японское танкостроение во многом остается малоизвестным с точки зрения полноценных публикаций. Эти боевые машины зачастую оказывались весьма специфичными по причине нестандартных тактико-технических требований. При этом нельзя сказать, что они получались уж совсем плохими. Другое дело, что на японских танкостроителей сильно давили требования по боевой массе. Поэтому не стоит удивляться, что вроде как танки с толщиной лобовой брони 50 мм и сварными корпусами у них появились в 1942 году, а наиболее массовым всё равно оставался Чи-Ха с броней 25 мм и клепаным корпусом. Банально легче, кроме того в 1944-45 одах наиболее совершенные машины использовали как резерв в метрополии. Всё это работало против японских танкистов. В результате наиболее удачные танки в бой так и не пошли, а воевать приходилось на устаревших машинах.

Легкий "артиллерийский" танк, известный как "Ке-Ну", но на самом деле"Ке-Ру".
Легкий "артиллерийский" танк, известный как "Ке-Ну", но на самом деле"Ке-Ру".

Под конец Второй мировой войны японская танковая промышленность существенно отстала. Связано это оказалось с целым рядом причин, причем японцы тут оказались не одиноки. Уместно вспомнить не только итальянцев, но и англичан, например. Вместе с тем, японские инженеры создали ряд интересных боевых машин. Продолжали они заниматься и легкими танками, которые оказывались полезными в условиях, когда применять более тяжелые боевые машины не представлялось возможным. Это приводило к появлению весьма специфичных танков. К таковым относится и легкий танк Тип 3 "Ке-Ру", появившийся в результате конверсии двух танков, уже снятых с серийного производства.

Трудоустройство лишних башен

Следует отметить, что японцы поняли перспективы легких танков еще в 1943 году. То, что Тип 95 "Ха-Го", самый массовый танк военного периода, безнадежно устарел, секретом не являлось. Бои 1942 года уже всё показали. Несмотря на то, что американские средние танки полноценно пошли в бой на тихоокеанском ТВД с 1943 года, японские военные и так всё поняли. Результатом стало снятие "Ха-Го" с производства, а штаты танковых полков постепенно пересматривались в сторону увеличения числа средних танков. Правда, и с ними не всё было хорошо. Если улучшенный вариант "Чи-Ха", с трехместной башней и 47-мм танковой пушкой Тип 1, выглядел довольно опасным противником, то базовый "Чи-Ха" явно ему уступал. Особенно это касалось бронепробития, а оно стало играть важную роль. То, что танки станут одним из ключевых противников американской бронетанковой техники, было очевидно.

Опытный образец "Ке-Ру". Башню поставили как есть, вместе с поручневой антенной. Виден лист, приваренный между рубкой пулеметчика и люком механика-водителя.
Опытный образец "Ке-Ру". Башню поставили как есть, вместе с поручневой антенной. Виден лист, приваренный между рубкой пулеметчика и люком механика-водителя.

Решение оказалось простым и логичным. С 1943 года начался процесс переделки раннее выпущенных "Чи-Ха" под трехместные башни с 47-мм пушками Тип 1. Требовалось лишь заменить башню, снарядные укладки и подбашенный лист. Такие машины довольно легко отличить по кормовой части корпуса. Если у "Шинхото Чи-Ха" в корме стоит ящик ЗИП, на котором также крепился трос, то переделанные "Чи-Ха" сохраняли исходную конфигурацию. Всего подобным образом переделали не менее трех сотен танков, они были, например, в 11-м танковом полку. Такой переделанный "Чи-Ха" можно увидеть на Поклонке. Естественно, возник вопрос, что делать с высвободившимися башнями. В переплавку жалко, да и осколочно-фугасный снаряд у 57-мм пушки Тип 97 помощнее будет, чем у Тип 1. Так и родилась идея инсталляции башни "Чи-Ха" на шасси "Ха-Го".

Такой же лист приваривали и на серийных "Ке-Ру". А вот антенны не было.
Такой же лист приваривали и на серийных "Ке-Ру". А вот антенны не было.

По факту каких-то особых проблем с переделкой "Ха-Го" не возникло". По сути, тот же объем изменений - замена башни, подбашенного погона и укладок. Правда, пришлось также дорабатывать рубку пулеметчика, чтобы башенный погон смог поместиться на крыше подбашенного погона. Новая башня добавила около тонны лишней массы, ходовая часть вполне выдержала нагрузку. Подвижность несколько упала, но плюсов было больше, чем минусов. Такой танк вполне мог использоваться как средство поддержки тех же "Ха-Го", всё еще использовавшихся в больших количествах. На вооружение конверсию приняли как легкий танк Тип 3, или "Ке-Ру". Более известен он как Тип 4 "Ке-Ну", но последние исследования показывают, что это ошибка. Под индексом "Ке-Ну" скрывается легкий танк Тип 2 "Ке-То" с переделанной башней. А вот "Ха-Го" с новой башней - это "Ке-Ру". Точное число переделанных машин неизвестно, как минимум таковых набралось 100 штук. Вероятнее всего, столько реально и было, в большее число верится с трудом.

Брошенные "Ха-Го" и пара "Ке-Ру".
Брошенные "Ха-Го" и пара "Ке-Ру".

Надо сказать, что "Ке-Ру" получился довольно специфичной машиной. Экипаж у него так и остался 3 человека, то ли пулеметчик в корпусе вратарь-гоняла (то есть мог совмещать в себе функции заряжающего), то ли башня стала одноместной. Также стоит отметить, что поручневая антенна есть только на одной фото - опытной машины. Остальные танки без нее. Наконец, весьма специфичной оказалась и боевая карьера танка. Как и большинство новых японских танков, "Ке-Ру" на войну практически не успели. Их распределили по учебным подразделениям, где они и встретили конец войны. Боевых фотографий машины нет, их просто бросили после того, как была подписана капитуляция. Одним словом, идея была хорошей, но воспользоваться ей японская армия не успела.

"Всего-то голову поменять"

Более увлекательной история легкого японского "артиллерийского" танка оказалась уже после войны. Начиная с того, что перепутали его индекс, и заканчивая тем, что за "Ке-Ру" ныне стоят в музеях. До недавнего времени имелся всего один "Ке-Ру" (в музее указывается, естественно, как "Ке-Ну"), причем по его поводу японские историки строили самые разные догадки. Вплоть до того, что это экспериментальный танк, захваченный летом 1945 года в Маньчжурии. Ну, кхм, отчасти экспериментальным его назвать можно, правда, со временем и местом действия не угадали.

"Ке-Ру", он же "Ке-Ну", в парке "Патриот". Считается, что это чуть ли не прототип. Можно и так сказать.
"Ке-Ру", он же "Ке-Ну", в парке "Патриот". Считается, что это чуть ли не прототип. Можно и так сказать.

В начале 90-х годов на остров Шушму Курильской гряды отправилась экспедиция. Ее задачей стала эвакуация с острова экспонатов для строившегося музея на Поклонной горе. Так начиналась современная история легкого танка "Ха-Го", который сейчас стоит на Поклонке. Правда, в этой истории есть некоторые пробелы. Во-первых, танков реально вывезли два, оба "Ха-Го". Во-вторых, восстановлением танков занимались в Кубинке, что привело к весьма специфичным изменениям внешнего вида машины. Например, гусеничных лент не хватило, поэтому на "Ха-Го" для Поклонки поставили гусеницы от БМД-1. Оригинальные гусеницы позже вмонтировали в памятник, куда воткнули также башню от танка Т-70Б. В-третьих, второй "Ха-Го" увезли в несколько специфичной конфигурации.

Ну вы поняли :) То есть перед вами "Ха-Го", к которому приварили башню "Чи-Ха". Оба элемента приехали с острова Шумшу в начале 90-х.
Ну вы поняли :) То есть перед вами "Ха-Го", к которому приварили башню "Чи-Ха". Оба элемента приехали с острова Шумшу в начале 90-х.

Специально так хотели, или нет, но с Шумшу вывезли башню одного из "Чи-Ха". Чтобы не мучиться, казенную часть отрезали бензорезом. Ну а дальше на шасси "Ха-Го" приварили эту самую башню. Так получился экспериментальный японский танк разработки ОКБ "Деды из Кубинки". Поскольку это шасси было комплектным по ходовой части, выглядит оно более целым, чем "Ха-Го" с Поклонки. Больше того, некоторое время оба танка стояли на Поклонке, автор, которому тогда было лет 13-14, по нему лазил на 9 мая. Покрашены они были в "шаровый" цвет. Далее "типа Ке-Ну" уехал в Кубинку, где и занял своё место. Ныне этот танк находится в музейном секторе парка "Патриот".

"Как бы Ке-Ну", который ныне находится на Поклонке, ноябрь 2011 года.
"Как бы Ке-Ну", который ныне находится на Поклонке, ноябрь 2011 года.

Таким образом, по факту этот танк - ничто иное, как "Ха-Го" из состава 11-го танкового полка, на который просто приварили башню от "Чи-Ха" из того же полка. Естественно, никто не озаботился вопросом совмещения погонов башни и шасси, как прибили (приварили), так и держится. А японские историки мучаются в догадках. Спустя 20 лет история повторилась. В 2010 году состоялась экспедиция на Шумшу, в ходе которой проводилась эвакуация еще одной партии японских танков. В ней автор материала принимал активное участие. К тому моменту машины находились в ужасающем состоянии, тем не менее, родилась логичная мысль. О том, что за "Ке-Ну" стоит в Кубинке, уже знали, посему возникла логичная мысль - сделать еще один, уже для Поклонки.

И слева "Ха-Го" с Шумшу, и справа "Ха-Го" с Шумшу. Но есть нюанс."
И слева "Ха-Го" с Шумшу, и справа "Ха-Го" с Шумшу. Но есть нюанс."

В 2011 году разбитый корпус "Ха-Го" превратился в "Ке-Ну". Работы для его восстановления потребовалось больше, а башню пришлось делать с нуля. Тем не менее, как экспонат для музея вполне пойдет. Главное, чтобы историки не написали очередную главу в истории "Ке-Ну", который на самом деле "Ке-Ру".

Список источников:

Imperial Japanese Army Tanks, Kamado, 2010

Military Classics Volume 57, Ikaros Publishing, 2017

eBay

Фотоархив автора

Другие статьи по японским легким танкам и машинам на их базе:

Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии

История малого танка Тип 97 Те-Ке, один из экземпляров которого ныне находится в парке "Патриот"

История Jyu-Sokosha Type 92 (тяжёлый броневик Тип 92), первого японского легкого танка собственной разработки, который официально именовался "тяжелым броневиком"

История появления кнопки быстрой связи с экипажем танка, японское ноу-хау, которое оказалось на советских танках