Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Анализ фильма «Глубокие воды»

🎬Анализ фильма «Глубокие воды»

Осторожно, спойлеры! Если не смотрели — рекомендую к просмотру. А потом возвращайтесь к прочтению этого поста.

Разбираю отношения пары Мелинды и Вика с точки зрения гештальт-подхода.

Как пара организует свой контакт?

Нет прямого выражения чувств, супруги разговаривают через посредников (дочь, любовники, друзья) — свои дефициты они заворачивают в непрямые послания, которые передают третьим лицам, чтобы адресат мог слышать.

Где проходит граница контакта?

Супруги так поглощены друг другом, что в их дисфункциональной семейной системе нет места двум отдельным «Я». Все действия берут свое начало в контрзависимости. Они не могут жить друг без друга, но и настоящего контакта между ними нет. Границы размыты, Мелинда ходит обнаженная в присутствии няни. Вик тайно фотографирует Мелинду и ее принадлежности, следит за ее счетами, контролирует. Любовники Мелинды — способ получить автономность, нарисовать свою границу, обрести свою «личную жизнь».

В чем фрустрированная потребность этой пары?

Потребность в близости и признании

«..если бы ты меня любил»,
«…зачем ты стыдишься меня?»,
«…с ним мне не стыдно быть собой».

Что предположительно чувствует Вик? Мы видим это по феноменам (актерская игра Бена Аффлека): ярость, бессилие, отчаяние, страх потерять Мелинду — хочет быть любимым и признанным своей женой.

«Ты убил ради меня» — извращенная форма близости.

Чем срывается цикл удовлетворения этой потребности?

Контакт срывается засчет перенаправления своей энергии на другой объект — дефлексия. В течение фильма мы будем видеть куда пара направляет свою агрессию — со стороны супруги, это череда нескрываемых измен, а со стороны супруга — убийства этих мужчин. Любые другие чувства остаются неподдержанными. В целом можно сказать, что персонажи не в контакте со своими чувствами.

В конце фильма мы увидим, что их дочь копирует механизм дефлексии (бросает чемодан в тот же бассейн, где Вик утопил любовника Мелинды). Не прямое выражение своей досады и нежелания развода родителей, а смещение всех своих переживаний на другой объект.

Ведущее прерывание у Вика — ретрофлексия (свои чувства и переживания Вик оставляет в себе, подавляет).

Ведущее прерывание у Мелинды — конфлюенция — это сложность распознавания своих чувств и потребностей, склонность к слиянию с другим человеком, чтобы иметь общие потребности, испытывать похожие чувства, что подталкивает ее к растворению в промискуитетных связях с любовниками и слиянию с алкоголем.

Благодаря этим неосознанным процессам подкрепляются деструктивные способы взаимодействия.

⚫ Здесь уместно обратить внимание на характерологию персонажей, насколько они комплементарны друг другу. Яркий истероид и высокофункциональный психопат. Очевидно, партнеры находятся в садомазохистических отношениях. Мелинда занимает больше садистическую позицию — в этом случае ее спасение и адаптация в отношениях с психопатом. Способ не быть поглощенной и уничтоженной. А для Вика такая женщина как Мелинда — возможность испытать хоть какие-то, пусть даже болезненные, но эмоции.

В фильме мы видим, как она живо встречает истинные реакции Вика. Говорит ему, что он бы покончил с собой от скуки, если бы не она. Здесь вступает в силу закон гомеостаза: семейная система стремится к постоянству и стабильности, у нее свои стабилизаторы. В фильме такими стабилизаторами являются измены и убийства.

🎞Отношения Вика и Мелинды в фильме «Глубокие воды» — яркий пример того, как отсутствие контакта и диалога в паре приводит к страданию обоих партнеров. В фильме было несколько сцен -моментов осознавания. Но партнеры не используют это для изменений.

Важно помнить: насколько вы неудовлетворены в отношениях, настолько же зеркально несчастен ваш партнер. Бывает трудно признать, что каждый прямо или косвенно влияет на происходящее, не искать виноватых, а спросить себя: «что мы сейчас создаем между нами?».

Автор: Маркова Анна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru