Чтобы понять функции и назначение дроссельной заслонки, нужно сделать небольшой экскурс в эпоху карбюраторных моторов. Во времена абсолютного доминирования карбюраторов дроссельная заслонка устанавливалась внутри корпуса «карба». Основное назначение дроссельной заслонки сводится к регулировке количества воздуха, забираемого двигателем через впускной коллектор.
В зависимости от положения заслонки внутри «колодца» менялась скорость воздушного потока над топливными жиклерами. А это в свою очередь увеличивало или уменьшало количество распыляемого через жиклеры бензина на небольших оборотах.
И тогда, и сейчас дроссельная заслонка используется для регулирования расхода воздуха. По виду это тонкая, круглая пластинка, прикрученная винтами к оси вращения. Ранее к оси крепился рычаг и тросик, подключенный к педали газа. У современных моторов отклонение дроссельной заслонки может быть также с помощью троса и рычага педали или же с помощью электрического сервомеханизма.
Понятно, что карбюратора на современных двигателях уже нет, поэтому дроссельная заслонка устанавливается в воздушный коллектор в виде отдельного узла, после воздушного фильтра.
Принцип работы и управление мощностью
От того, на какой угол повернется заслонка, меняется проходное сечение канала и соответственно количество поступающей в цилиндры топливно-воздушной смеси. Раньше бензин подавался через жиклеры, сейчас - через форсунки, но суть осталась прежней.
Как ни странно, но в эпоху карбюраторов было две проблемы. Первая - в момент запуска мотора нужно было как-то заставить бензин подниматься по трубке жиклера из камеры и эффективно распыляться в воздушную струю. Поэтому выходы жиклеров располагали рядом с кромкой дроссельной заслонки.
Если закрыть заслонку, то между стенкой камеры с выходом жиклера и кромкой заслонки оставалась небольшая щель. Скорость и разряжение воздуха были огромными, бензин распылялся мощным облаком капель. На чистых свечах мотор запускался без проблем.
Интересно, что на самых старых моторах проблемой был не запуск, а ограничение мощности, управление ею. Без заслонки мотор довольно быстро после запуска пошел бы в разнос. Поэтому название такое - «дроссельная»: дросселировать - значит уменьшать мощность.
Решение проблем экономичности
Вторая проблема - не дать мотору «брать» слишком много бензина и раскручивать мотор сверх меры. Сделать его работу экономичной. В этом случае дроссельную заслонку открывали почти полностью, разряжение воздуха в коллекторе чуть падало, но количество бензина, попадающего в поток, было оптимальным. На полных оборотах заслонку открывали полностью.
Так вот, регулировка мощности мотора дроссельной заслонкой была и остается самым эффективным способом управления процессом. Хотя проблемы с холодным запуском, а также экономичной дозировкой топлива на карбюраторе так и не удалось решить. Поэтому карбюратор отправили в музей, а вместо жиклеров начали устанавливать топливные форсунки. Теперь точным смесеобразованием и дозировкой бензина управляет электроника.
Современные функции и датчики
У современных моторов заслонка не только управляет воздушным потоком, но и служит элементом системы, измеряющей расход воздуха. Это важно знать, чтобы форсунки впрыскивали точное количество бензина. Для измерения расхода используется угол отклонения дроссельной заслонки.
На оси установлен прецизионный датчик, измеряющий угол отклонения и в некоторых случаях даже колебания воздушного потока. Устройство это довольно дорогое и капризное, и при обслуживании без веской причины лучше лишний раз его не трогать. В лучшем случае аккуратно кисточкой удалить пыль и налипшие на стенки канала загрязнения. Это, кстати, одна из самых распространенных причин, по которым датчик начинает «привирать».
Система холостого хода и типичные неисправности
В паре с дроссельной заслонкой устанавливают перепускной клапан холостого хода. Он нужен для того, чтобы двигатель (при закрытой заслонке) мог устойчиво работать на холостом ходу. Дело в том, что когда пластина подходит к крайнему (закрытому) положению, проходное сечение меняется крайне неравномерно.
То есть точно подобрать нужное положение заслонки очень непросто. Поэтому воздух просто перепускают через канал холостого хода. Кстати, если двигатель перестал держать холостые обороты, то проблема может быть не только в «забитых» форсунках. Чаще всего виновницей оказывается изношенная заслонка или забитый воздушный фильтр, который водитель просто ленится поменять вовремя. Ну и, конечно, контакты на датчике положения.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв