Вин Дизель, к сожалению, тут ни при чём.
Можно совершенно не разбираться в легковых автомобилях, но при этом твёрдо знать, что заправлять Honda или Hyundai дизельным топливом — плохая идея. Всё потому, что большинство легковушек работают на бензине; дизельные двигатели чаще устанавливают на больших грузовых машинах, где их вес делает дизель более экономичным и выгодным.
Но почему вообще его называют «дизелем»? Всё просто: двигатель назван в честь своего изобретателя.
Будучи студентом-инженером в Баварии конца XIX века, Рудольф Дизель не видел особых перспектив ни в паровых, ни в двигателях внутреннего сгорания. Главная проблема, по его наблюдениям, заключалась в том, что выделяемое в двигателях тепло использовалось крайне неэффективно — лишь около 10% энергии преобразовывалось в полезную мощность.
«Возможно ли добиться большей эффективности? — писал Дизель в своих заметках. — Это предстоит выяснить».
Дизель пытался. Работая инженером в Париже, он экспериментировал с аммиаком как альтернативным топливом. Затем, после множества проб и ошибок, Дизель наконец нашёл рабочую идею. Бензиновые двигатели получают мощность, смешивая топливо с воздухом и поджигая горючую смесь с помощью свечи зажигания. Идея Дизеля заключалась в том, чтобы сжимать только воздух, разогревая его до достаточно высокой температуры (около 900°C), чтобы он мог воспламенить впрыснутое топливо. Это позволило добиться 25% КПД у его двигателя — более чем в два раза выше, чем у аналогов. (При дальнейшем развитии КПД дизельных двигателей приблизился к 50%.)
В 1892 году он запатентовал свою идею, назвав её «двигателем с воспламенением от сжатия». Первое успешное испытание состоялось в 1894 году, когда он доказал, что такой двигатель может работать целую минуту.
Страны бросились внедрять революционное изобретение Дизеля. К 1904 году французы заключили с ним сделку на двигатели для своих подводных лодок; исследователь Руаль Амундсен использовал дизельный двигатель, чтобы достичь Южного полюса в 1911 году. В 1920-х годах такие двигатели начали появляться в транспортной отрасли. Хотя изначально они стоили дороже, их общая топливная эффективность была выше. Грузовые суда, грузовики, тяжёлая строительная техника и поезда — все они полагались на дизельную тягу, которая создавала необходимый крутящий момент для перемещения бо́льших грузов с меньшими затратами. Экономия также побудила владельцев фабрик устанавливать дизельные двигатели на стационарные объекты.
Позже Дизель активно продвигал альтернативное топливо, предлагая даже арахисовое масло в качестве одного из возможных вариантов. Но в итоге победили продукты перегонки нефти, и как его двигатель, так и более густое топливо для него стали называть дизелем.
Дизель vs. Бензин
Бензиновые двигатели работают, смешивая топливо и воздух и поджигая смесь искрой; эта энергия приводит в движение поршни, которые крутят колёса. Но дизельное топливо плохо смешивается с воздухом, да и бензиновые двигатели не могут обеспечить температуру, необходимую для его воспламенения. Если вы случайно заправите бензиновый автомобиль дизелем, топливо придётся откачивать. (Вам придётся вызывать эвакуатор, потому что сами вы никуда не уедете.)
Поскольку дизельное топливо позволяет двигателям развивать больший крутящий момент, для движения, скажем, гружёного лесом грузовика требуется меньше энергии. Дальнобойщики ценят быстрое ускорение, которое обеспечивают дизельные двигатели. Но традиционно легковые автомобили работают на бензине.
В Европе всё немного иначе. По данным журнала Car and Driver, на дизельные двигатели приходится примерно половина продаж потребительских автомобилей в Европе. Были попытки заинтересовать американских потребителей дизелями, но путь оказался тернистым. Дизель имеет репутацию «грязного» топлива и считается менее экологичным.
Что касается самого Рудольфа Дизеля: несмотря на свою изобретательность, жизнь он закончил трагически. 29 сентября 1913 года он был пассажиром на борту парохода «Дрезден», когда снял пальто и прыгнул за борт в море. Некоторые предполагают, что его могли столкнуть, поскольку он направлялся в Англию на встречу с британскими чиновниками, чтобы предложить им свои технологии и патенты — что могло вызвать беспокойство у стран-конкурентов. Но более вероятно, что он был в отчаянии из-за своих финансовых потерь, вызванных неудачными инвестициями.
- Хотите разгадывать тайны вместе? Заходите в наш Telegram — здесь мы делимся самыми загадочными историями, аномалиями и необъяснимыми явлениями. Обсуждаем, спорим, ищем ответы. Присоединяйтесь, ваше мнение важно! А если хотите поддержать нас — купите нам кофе ☕. Каждая чашка помогает искать новые загадки. Или просто оставьте комментарий во ВКонтакте — нам действительно важно, что вы думаете!