В Курганском областном художественном музее им. Г.А. Травникова открылась выставка по итогам III Международного фестиваля
Совсем недавно хлебом-солью встречали в Зауралье целый десант художников.Международный «Аквафест: хлебная история» собрал живописцев из трех стран: Китая, Беларуси и России.
В один из последних дней живописного марафона в зале Курганского областного художественного музея имени Г. А. Травникова было тихо. Пахло красками и… свежим хлебом!
Хлеб возлегал на отдельном столе. Простой и мудреный – разный. Такой живой натюрморт привезли в подарок утром с местного хлебокомбината. Художники не только рисовали, но и, конечно, дегустировали продукцию.
— А можно и мне попробовать? – Попросила я куратора «Аквафеста» Ольгу Луцко.
— Конечно, — улыбнулась она. – Только каравай, пожалуйста, не ешьте, он еще нужен целым.
…Когда команда музея выбирала тему «Аквафеста», то не промахнулась. В этом году у нашего знаменитого хлебопашца Терентия Семенович Мальцева юбилей – 130 лет. Потому и «хлебная история».
В этом зале хотелось говорить шепотом, чтобы не мешать. Я подошла к художнице из Татарстана Лиме Букиной.
— Как вам хлебный марафон? – Тихонечко поинтересовалась я у Лимы.
— Мы собрали огромный материал! – Поделилась та. — Мы уезжаем с таким багажом! Мы эту «хлебную» тему будем продвигать и дальше. И эту информацию понесем на все наши выставки в разные регионы. Это такой хороший «вирус», запущенный этим фестивалем. Знакомство со всеми производственниками «от земли», «от хлеба» рождает такую уверенность в завтра. Эти люди знают свое дело, ценят землю, ценят труд. На них держится наша земля.
— Лима, вы были в доме-музее Терентия Семеновича Мальцева в селе Мальцево. Ваши впечатления?
— Мальцев себя ограничивал во всем, чтобы заниматься темой хлеба, чтобы земля плодоносила, чтобы хлеб выращивался достойно, — с чувством начала художница. — Я для себя отметила, что это — правильный путь в достижении цели. Терентий Семенович создал хорошую жизненную систему не только для себя, не только для науки, но и для своих близких, для своих последователей. Еще я услышала, как руководители-производственники такую повторяют фразу: «Мальцев себе это не позволял!». Курить себе не позволял, пить не позволял. Его нет, а люди до сих пор живут по заветам Мальцева. Это настолько ощущается! Это какая сильная личность, что он смог оставить таких последователей. И они, в свою очередь, сегодня посеяли зерно Мальцева в нас.
«Аквафест» не сидел на месте. Путь по городам и весям предусматривал не просто путешествие, а серьезную работу. Конечно, трудно мерить искусство цифрами, но итог работы фестиваля удивляет. Семнадцать авторов создали около 200 произведений!
— Ольга Витальевна, — обратилась я снова к куратору фестиваля. — Уже можно поводить итоги «Аквафеста»…
— Мы очень рады, что все состоялось. В искусстве труд человека на земле несколько принизился в последнее время, он не на должной высоте. Вся творческая группа трудилась напряженно, активно и вдохновенно. Даже кисти не успевали высыхать у художников – работали с раннего утра и до позднего вечера. Не покладая кистей и рук! Это очень напряженный труд и эмоционально, и физически: у всех болели спины от напряженной работы. Но это того стоило. Наша «хлебная история», которую мы организовали, воплотилась в эти листы, эти портреты, пейзажи и натюрморты, сюжетные композиции (на которые мы и уповали).
— А как встречали гостей местные жители?
— Они были настолько рады! В деревне, например, Ольховке, это было событие для всех!
Да, на закрытии «Аквафеста» Вадим Сердюков, директор ООО «Ольховка» Шадринского муниципального округа, поделился своими «аквафестными» впечатлениями:
— Приезд художников стал подарком для нас. Конечно, мы только частица всего сельского хозяйства нашей великой России. Но то тепло, что они смогли передать с помощью своих картин, говорит о том, как значимы наши просторы для всех здесь присутствующих. Все их зарисовки говорят, что все мы живем в одном мире! Других ценностей у нас и нет и быть не может: хлеб, небо, природа, люди. Это остается самым главным!
А художники в благодарность подарили портреты своим героям. Буря эмоций и аплодисментов захлестнула зал!
Хэбэй Хао Шоумин из Китая мудро подытожил:
— «Хлебная история» – выставка открытий и успеха.
А открытия происходили каждый день.
— Я представляю Кубань. С детства нас учили, что Кубань – житница России. И я не думала, что столько пшеничных полей зреет за Уралом! — Эмоционально поделилась неожиданным для себя открытием художница Екатерина Ганаженко. — Но главное богатство – люди. Люди, каждый день создающие будущее, выращивающие хлеб, воспевающие его, сохраняющие традиции, каждый день делающие страну сильнее и краше.
— Что вдохновляло? – Повторяет мой вопрос куратор «Аквафеста» Ольга Луцко. — Вдохновлял запах хлеба, он просто одурманивал! Вдохновляли золотые поля. Мы писали сюжеты на исторические темы нашего прошлого, посвященного хлебу. Спасибо всем тем, кто нас принимал – впечатления самые невероятные. У нас была такая задача: весь процесс хлебного производства показать. Мы современный продемонстрировали — рисовали технику. А когда заехали в музей «Усадьба Русская изба» села Тагильское — будто окунулись в прошлое. Нам показали, как сеяли и получали урожай. При нас тесто замешивали и хлеб пекли.
— В русской печке?
— Да! А потом мы все ели теплый еще хлеб. Макали в местный мед! Этого не забыть.
…Художники выходили в поля. В прямом и переносном смысле. Спелые колосья пшеницы, трактора, лица, необычные здания – ничего не ускользало от глаз мастеров.
— И чему я неимоверно рада, — с восторгом замечает Ольга Луцко. — Что несколько художников обратились к образу Терентия Семеновича Мальцева. Причем в разные годы. Естественно, работали по фотографиям. В музее Мальцева увидели его редкие снимки, где ему под 100 лет, с седой бородой огромной! (Прошел какой-то период большой, когда художники уже не работали на эту тему. А сейчас пошел новый виток.) Мы очень тщательно погрузились и в тематику, и в архивные материалы. У художников просто загорелись глаза. Появился интерес! А в самом доме-музее огромная библиотека Терентия Семеновича – в книгах собственноручные мальцевские отметки на полях…
— Ольга Витальевна, — обращаюсь я уже не как к куратору, а как к художнику Ольге Луцко. – А что вы лично успели за «Аквафест»?
— Я в Шадринске написала 7 листов (не смотря на то, что на какие-то организационные вопросы на мне были). Нужно войти в тему, в истории, обдумать. Привлекла очень пекарня ольховская. Я сделала там 4 листа. Написала уже хлебный натюрморт огромный. Мы все сделали больше, чем можем на выставке представить. Но от каждого автора на выставке 3-4 произведения будет обязательно.
— Не страшно прямо «с колес» выставлять работы?
— В принципе, это такая работа… обдуманная. Кто-то делает эскизы небольшие. Некоторые сразу на лист выносят. Мы уже сделали просмотр в Шадринске. Камерно между собой отсматривали. Первый раз – это через пару дней. Люди вошли в раж, в ситуацию. Ну, а потом пригласили представителей администрации всех хозяйств, в которых мы были, и в художественной школе имени Бронникова сделали мини-выставку. Показали то, что художники наработали. И от 5 до 10 листов уже у каждого было!
— Кроме впечатлений, что останется после «Аквафеста»?
— Наши фонды таким образом пополняются – в дар музею художники передали некоторые свои работы.
…А выставка открыта. Можно пройтись, не торопясь всмотреться в эти красочные впечатления. В них — взгляд на нас и нашу жизнь со стороны.
Уезжая с зауральской земли, гости на прощание говорили, что увозят с собой тепло. Тепло солнца, тепло печей, в которых выпекался хлеб на их глазах, тепло улыбок и огонь сердец людей, живущих на нашей земле.
Выставка по итогам III Международного фестиваля акварельного творчества «АКВАФЕСТ: хлебная история» в Курганском областном художественном музее им. Г.А. Травникова продлится до 26 сентября. (0+). Первый Всероссийский фестиваль акварельного творчества «Аквафест» прошел в Кургане 8 лет назад. В 2019 году наш город вновь принимал этот фестиваль — на этот раз он стал уже международным.
Фото с официальной страницы ВК Курганского областного художественного музея имени Г. А. Травникова АКВАФЕСТ — 2025 | Хлебная история