Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Немецкий дизельный танковый мотор корабельного происхождения

История Mercedes-Benz MB 507, первого немецкого дизельного танкового двигателя, выпущенного минимальной серией

Моторно-трансмиссионная группа является одним из важнейших компонентов бронетанковой техники. В идеале для танка необходим специально разработанный мотор, но так получалось далеко не всегда. Чаще выбиралось компромиссное решение, а именно использование авиационного, автомобильного или корабельного двигателя. Такой подход, с одной стороны, упрощал разработку, поскольку обычно речь шла об уже готовом двигателе. С другой же стороны, очень часто такой подход вызывал массу проблем, поскольку эксплуатация двигателя в танке имеет ряд особенностей.

MV 507 в исходном исполнении, то есть для установки в торпедные катера.
MV 507 в исходном исполнении, то есть для установки в торпедные катера.

Немецкая бронетехника в годы Второй мировой войны, как правило, использовала специальные бензиновые моторы, разработанные фирмой Maybach. Они имели автомобильное происхождение, работали на высоких оборотах, выдавали довольно высокую мощность при сравнительно небольших объемах. Вместе с тем, существовали и альтернативные варианты танковых моторов. Одним из них стал Mercedes-Benz MB 507, имевший корабельное происхождение. Данный двигатель хоть и не стал массовым, но оказался первым немецким танковым дизелем, который применялся в боевых условиях.

Leichte Schnellboote, всего в него ставилось 2 таких мотора.
Leichte Schnellboote, всего в него ставилось 2 таких мотора.

Для концерна Daimler-Benz танковые двигатели не являлись чем-то новым. Собственно говоря, на Leichttraktor ставились автомобильные моторы Mercedes-Benz M 36, а в Großtraktor разработки Daimler-Benz поставили авиационный двигатель Daimler-Benz D IV b. Впрочем, там и сами шасси оказались не очень, и решение с моторами не самым удачным. В то время возникла идея бензинового мотора с пиковой мощностью на высоких (около 3000 об/мин) оборотах. Лучше всех справился Карл Майбах, что и привело к созданию монополии.

Базовая модель мотора, с уменьшенным объемом.
Базовая модель мотора, с уменьшенным объемом.

Проблемы у Майбаха начались в конце 30-х годов. В то время начались работы по тяжелым танкам, включая и штурмовой танк VK 65.01. Под них Maybach стал разрабатывать более крупные двигатели, с объемом более 20 литров. И если V-образные 12-цилиндровые моторы "сотой" серии зарекомендовали себя хорошо, то более крупные двигатели доводились с большим трудом. Если вообще доводились. Фактически у Maybach получилось только два мотора - Maybach HL 210 и чуть более поздний Maybach HL 230. Да и то, с ними головной боли было более чем достаточно.

Это был вполне типовой танковый двигатель, импевший происхождение как корабельное, так и авиационное.
Это был вполне типовой танковый двигатель, импевший происхождение как корабельное, так и авиационное.

Пока Maybach осваивал сушу, Daimler-Benz занимался воздухом и водой. 600-я серия двигателей Daimler-Benz стала основополагающей для немецкой истребительной авиации, ставился он и на бомбардировщики. Данные двигатели производили по лицензии в Италии и Японии. Также в первой половине 30-х годов началось создание быстроходных судовых дизельных моторов. Они имели авиационное происхождение, при этом обозначались они как Mercedes-Benz. Можно сказать, их развели с авиационными моторами. Быстроходные дизельные моторы 500-й серии создавались, прежде всего, для торпедных катеров.

Mercedes-Benz MB 507 имел массу около 800 кг, что ниже, чем у Maybach HL 210/230.
Mercedes-Benz MB 507 имел массу около 800 кг, что ниже, чем у Maybach HL 210/230.

Одним из таких моторов стал Mercedes-Benz MB 507, разработанный в 1938 году. Проектировался он для легких торпедных катеров (Leichte Schnellboote), которые должны были действовать совместно со вспомогательными крейсерами (рейдерами). Первоначально предполагалось, что на LS будут ставить моторы Junkers Jumo 205, но далее понадобился иной двигатель. На Daimler-Benz не стали сильно мучиться, взяв за основу авиационный двигатель Daimler-Benz DB 603. Этот двигатель, созданный в 1939 году, использовался преимущественно на двухмоторных самолетах, хотя его применяли и на одномоторных истребителях.

Mercedes-Benz MB 507С вперые поставили в самоходные мортиры Gerät 040.
Mercedes-Benz MB 507С вперые поставили в самоходные мортиры Gerät 040.

Впрочем, говорить о том, что Mercedes-Benz MB 507 - это корабельная версия Daimler-Benz DB 603, можно с огромной натяжкой. Внешне они очень сильно отличаются, хотя бы потому, что DB 603 - перевернутый мотор, а MB 507 - классический, то есть крышки блоков сверху. Даже объем мотора изначально иной: ход поршня остался тем же (180 мм), а вот диаметр уменьшился со 162 до 158 мм. В результате объем снизился с 44,52 до 42,35 литров. Совершенно иным стал "обвес" мотора, близкий к другим двигателям 500-й серии. Двигатель получился достаточно легким (850 кг), при этом рабочая мощность достигала 700 л.с., а максимальная - 850 л.с. при 2300 об/мин. Такие параметры довольно быстро навели на мысль, что ставить MB 507 можно и в танки.

Далее его ставили в VK 30.02 (D).
Далее его ставили в VK 30.02 (D).

Впервые Mercedes-Benz MB 507, как танковый мотор, упомянули во второй половине 1941 года. Тогда этот двигатель предполагалось поставить на сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. Löwe. Впрочем, довольно быстро произошла замена на продукцию Maybach, причем это стало скорее ошибкой. Ибо заявленной мощности 800 л.с. HL 230 вряд ли мог достичь, что наглядно показали дальнейшие события. Тем не менее, отчасти MB 507 повезло. Дело в том, что для самоходной мортиры Gerät 040 был разработан бензиновый вариант мотора - Mercedes-Benz MB 503. Так вот, САУ № III, IV и V получили моторы Mercedes-Benz MB 507 C. Этот вариант мотора имел тот же объем, что и Daimler-Benz DB 603, то есть 44,52 литра.

Mercedes-Benz MB 517, форсированная версия мотора, уже такого же объема, как у Daimler-Benz DB 603.
Mercedes-Benz MB 517, форсированная версия мотора, уже такого же объема, как у Daimler-Benz DB 603.

Первые Mercedes-Benz MB 507 C были изготовлены в 1940 году, позже они заменили ранее установленные на других Gerät 040 MB 503. Для самоходной мортиры мощность мотора снизили до 580 л.с. при 1850 об/мин. Впрочем, в обычном варианте 507 C был мощнее. Эксплуатационная мощность составляла 750 л.с. при 1950 об/мин, а максимальная - 1000 л.с. при 2400 об/мин. Как раз такой мотор и предполагался для установки в VK 70.01. Не забывали и про более ранний вариант. Предполагалось, что такой двигатель, развивавший мощность 720 л.с. при 2000 об/мин, будет стоять в танке VK 30.02 (D). Но далее он стал жертвой монополии Майбаха. Из 5 танков пробной партии дизель получал только 1, еще 1 получал бензиновый MB 503, а остальные - Maybach HL 210.

За счет установки механического нагнетателя мощность мотора выросла до 1200 л.с.
За счет установки механического нагнетателя мощность мотора выросла до 1200 л.с.

И всё же MB 507 снова смог пробиться на танки. В этот раз в сверхтяжелые. В начале октября 1942 года Porsche K.G. подготовила проект Typ 205A, который должен был приводить в движение мотор Mercedes-Benz MB 507 C. Далее, по мере роста боевой массы, было решено выбрать бензиновый мотор MB.509 (танковая адаптация DB 603), но в 1944 году 507-й мотор снова вышел на повестку дня. Теперь он получил механический нагнетатель, что увеличило мощность до 1200 л.с. при 2500 об/мин. Данный мотор, получивший обозначение Mercedes-Benz MB 517, осенью 1944 года поставили во второй образец Pz.Kpfw.Maus. Решение было инициативным, хотя и логичным. Дизельный мотор был более экономичным, а "Мышь" жрала топливо как не в себя.

ТНВД Mercedes-Benz MB 517.
ТНВД Mercedes-Benz MB 517.

Именно с этим мотором состоялось единственное боевое применение Pz.Kpfw.Maus, если его можно назвать таковым. В марте 1945 года Typ 205/II своим ходом доставили в Штамлагер (2,5 километра южнее Цоссена), где находилась Ставка германского Генштаба. Машину включили в состав сил, которые охраняли Ставку, в районе Цоссена также проходило внешнее кольцо обороны Берлина. 21-22 апреля в районе Штамлагера шли бои, но героического применения Pz.Kpfw.Maus не получилось. Мотор "стуканул", после чего танк, лишившийся хода, подорвали.

Мотор стоял во втором образце Pz.Kpfw.Maus, в апреле 1945 года двигатель заклинило, после чего танк подорвали.
Мотор стоял во втором образце Pz.Kpfw.Maus, в апреле 1945 года двигатель заклинило, после чего танк подорвали.

В заключение стоит сказать, что упрямство 6-го отдела Департамента Вооружений с выбором мотора сильно удивляет. Еще с 1940-41 года имелся потенциальный дизельный мотор, достаточно легкий, мощный, находящийся в серии. Вместо этого с 1943 года начались танцы с бубном, дабы создать новый дизельный мотор, много усилий оказалось потрачено впустую. Забавно, что после войны немецкие танки получили дизельные моторы водяного охлаждения, концептуально не сильно отличающиеся от MB 507. Причем разрабатывались они всё той же Daimler-Benz.

Список источников:

ЦАМО РФ

Panzer Tracts No. 6-3 - Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008

Вестник Танковой Промышленности, 10-11 1945

oldmachinepress.com

Другие материалы по немецким танковым двигателям:

Ситуация с немецким бронетанковым моторостроением в 1925-41 гг

Ситуация с немецкими танковыми двигателями в 1941-45 годах

Популярно о ситуации с дизельными машинами в немецкой армии

История танковых двигателей Porsche Typ 100/Typ 101, которые выпускались фирмой Simmering-Graz-Pauker AG

Maybach HL 295, немецкий танковый мотор для перспективных французских танков

История танкового Х-образного дизельного мотора воздушного охлаждения Simmering-Graz-Pauker SLa 16, он же Porsche Typ 203

Немецкие проектные и опытные двигатели, создававшиеся по заказу советской стороны в 1945-47 годах